Запорожец, эмигрировавший в Европу, сменил работу юриста на грузчика
11 июля 2018
Досвід

Запорожец, эмигрировавший в Европу, сменил работу юриста на грузчика

Николаю К. 30 лет (настоящие имя с фамилией наш герой попросил не называть по своим соображениям), из которых последние три года он живет в Европе. Сначала он переехал в Польшу, а потом в Чехию. Запорожец решился сменить насиженное место юриста на неизвестность и работу грузчиком. «Заноза» расспросила не только об особенностях жизни в Европе, но и о более глубоких моментах, например, как остановить эмиграцию.

– Что тебя сподвигло эмигрировать?

– Я сидел на работе, чувствуя себя более чем прекрасно, занимаясь любимым делом и так далее и тому подобное. Это было три с половиной года назад. В какой-то момент размышляя о жизни, я понял, что в Запорожье полный п..ц как мало где: в Днепре или той же Одессе Эти города еще держались и очень долго. Сейчас и там уже наступила жопа. Люди загнаны в угол до такой степени, что им приходится воровать, и убивать, что сейчас и происходит. Я это увидел еще тогда, посмотрев вперед на несколько лет. Принимая решение, мне было все равно куда ехать, я просто взял товарища и мы поехали в Варшаву.

– Почему именно в Польшу? – Она ближе всего, проще вернуться и больше возможностей для начинающих украинцев. Все начинается с Польши мне кажется, если, конечно, нет опыта друзей, которые находятся чуть дальше.

У поляков нет цели тебя понять

– У меня был товарищ, который жил в Польше и примерно сориентировал что нужно с собой иметь не только физически, но и в голове. Он мне сказал о том, что мне нужно минимум 600 долларов. Учитывай, что это информация трехлетней давности. Нужно быть готовым к тому, что тебя никто не понимает. Даже не так: у поляков нет цели тебя понять. Первое, что я понял относительно языкового барьера, так это то, что если поляк хочет, чтобы ты его понял, ты поймешь, он будет произносить слова медленно, членораздельно. Если он будет говорить как мы с тобой сейчас, ты ничего не поймешь, вообще, даже зная язык.

В Польше украинцы с тебя за все берут деньги

– В Варшаве украинцы за все берут деньги, тупо за все: я тебе помог, дай денег, я тебя отвез – дай денег на бензин. Даже если вы уже общаетесь по-дружески какое-то время, у него есть задача получить с тебя денег, чтобы легче жилось.

Я поменял работу юриста на работу грузчика

– Сначала я работал на складе, чтобы выучить язык и влиться в общество так сказать. Мне сразу посоветовали для этого работать с поляками. Путешествовать – это одно, а жить и зарабатывать или не зарабатывать – совсем другое. Будучи здесь юристом в детстве, когда не было денег, я впахивал, и я ехал с определенным настроем, зная, что придется вкалывать для того, чтобы войти в эту струю.

Первые полгода в Польше я офигевал от всего происходящего. Я мог развернуться и уехать обратно от понимания бесполезности того, чем я занимаюсь. Но уже через месяц я начал обрастать контактами, знакомствами, которые я знал, что станут мне полезны в будущем. Работа сложная: с вечера до ночи. Но я все равно выбирал время, которого у меня не было, чтобы ездить по заведениям, общаться с людьми и набираться опыта. Мне было абсолютно все равно какого именно. Мне нужно было понимать чем я буду заниматься.

– Ты был юристом, а стал грузчиком на складе. Как ты преодолел этот барьер? – Я понимал зачем это мне нужно: чтобы остаться в Европе. Я не знал, где я буду жить, но был уверен, что это будет не Польша. И когда ты знаешь ,что это нужно тебе и твоей семье, тебе пофиг чем заниматься. Не знаю как другим людям. Понятное дело, что до жути низкую работу никто не потерпит.

Но это не была таковая, это просто тяжелый физический труд. За ночь ты должен был руками перекидать 10 тонн товара. Самый тяжелый из которого – это ящики с пивом. Платили за выработку: сколько сделал, столько заработал. Я понимал, что это совсем не мое. Но я видел украинцев и поляков, которые работают там годами, они виртуозы своего дела и умеют зарабатывать больше, обходя систему. Люди там держатся за работу и боятся, что их выгонят. Мне было все равно, несмотря на все репрессии со стороны бригадира.

Система штрафов в Польше заставляет много пересмотреть

– Мой бригадир меня постоянно подгонял: ты можешь больше, ты можешь быстрее, но когда он ввел мне за опоздание штраф 50 долларов, вот тут я прислушался и опаздывать перестал. Система штрафов в Польше мотивирует на пересмотр многих вещей.

Я в Запорожье первое время дороги переходил только на светофоры. Помню ситуацию когда чуть сума не сошел. Ночью возле «Украины» не работал светофор и я стоял и понимал, что жду пока загорится зеленый. Люди у нас днем перебегают дорогу под машинами, а я стоял и понимал, что ночь, я мог спокойно пойти, но я дисциплинированно ждал.

– Тебя за что-то штрафовали в Польше? – Один раз за безбилетный проезд. Это очень больная тема для студентов и украинцев в том числе. Ты платишь за проезд по времени. Что-то около 30 гривен за 20 минут. Так вот экономя на проезде в месяц можно спокойно сохранить в твоем бюджете 100-150 долларов. Сумма может быть и выше, смотря сколько ты ездишь и чем занимаешься.

Я понимал, что работать на кого-то это неправильно

– На складе я проработал недолго, мой друг уехал, я начал обрастать знакомствами. Представь, в Варшаве я встретил 6 человек из одного только Запорожья, которых раньше не знал. И на тот момент я понял, что работать на кого-то неправильно. По сути, это все знают, но далеко не каждый хочет принимать. Я еще с Запорожья вел частную практику и понимал, что это лучше сидеть в офисе на официальной работе, и поэтому совмещал. Я осознавал это в родном городе и проводил параллель, что по такой же схеме нужно обрастать связями и в Варшаве. Тем более что я видел тех, кто остался на 5-6 лет на складе и знал, что при такой схеме ничего хорошего меня не ждет. По итогу мы уже с другим другом начали организовывать свое дело. Мы покупали авто и сдавали их в аренду украинцам, которые только приехали и хотели работать в UBER. Одно время этот сервис в Варшаве очень процветал.

Сделаю пометку: UBER в Запорожье это вообще не UBER. Я сотрудничал с этой компанией напрямую. Мы учили водителей языку, основным фразам, которые нужны для работы и устраивали. Через полгода если ты не безмозглый, уже можно купить свою машину за те же 2000 долларов. Человек должен понимать, что выгоднее найти эту «двушку» украсть, заработать, чем платить там какому-то чуваку.

Это опытным людям я как посредник не нужен был, но вот неопытным, которые только приехали, у которых нет денег на авто и понимания жизни в Польше, очень даже. Здесь об этом на тот момент никто ничего и не слышал. И все бы ничего, но автомобили ломаются и это очень достает.

Нужно иметь свой автопарк, потому что авто сломалось и водитель жалуется, что сидит без работы. Из этого возникают другие проблемы: нужно место, где хранить эти авто и так далее. Но самое сложное в этом найти водителя, который не пьет. Оказалось, что пьют все украинцы, потому что поляку ты точно не нужен.

Наши не хотят работать

– Там нужно вырабатывать в украинцах понимание того, что это нужно тебе и чем больше ты отработаешь, тем больше ты получишь. Они этого не понимают. Я не могу понимать почему. В UBER нужно вкалывать и работать по 10-12 часов и ездить все это время. Я тебе сейчас расскажу историю про одного знакомого. Звонит мне друг из Запорожья и просит найти работу его знакомому, который как раз тоже живет в Польше. Он не хотел вообще работать. Этот человек каждый день жаловался на свою жизнь, что его все кинули. В его голове матрица «бизнес по-запорожски».

Это я там открыл для себя это понятие. Расшифровывается как: «я хочу куда влезть, ничего не делать и получать за это деньги и неважно что для этого делать». Если там еще люди пытаются работать, кружить, вертеть, то у нас вообще нет. Так вот вышло так, что человек уехал работать, я захожу в Инстаграм, а он там фото выставляет, ходит виды снимает на второй телефон. Первый он бросил в авто, на котором таксовал и отключил программу. И все для того, чтобы кому-то доказать, что ты в красивом месте. Такую систему в Польше не понимают. Ты должен постоянно быть на связи и ты не можешь отказываться от поездки, потому что у тебя падает рейтинг. Водителей очень много, конкуренция большая и в противном случае у тебя просто не будет заработка.

Понимание того, что я вот такой классный и меня везде ждут, заканчивается тем, что человек просто максимум через полгода возвращается и рассказывает всем, мол, как я вообще мог туда поехать. А если ты чуть-чуть подумаешь, включишь мозг и подумаешь о том, что тебе нужно расти и развиваться. Там ты сам и тебе нужно проявить творческий талант, чтобы что-то обойти

– Почему ты не захотел остаться в Польше? – Потому что я раньше бывал в других странах и видел, что там лучше, а пожив в Польше, я увидел, что там слишком много украинцев. Я знал, что если бы я остался, чувствовал бы себя великолепно, были ниши, которыми бы я мог заниматься. Если бы до меня кто-то донес эту информацию раньше, было бы прям здорово.

– Где ты сейчас? – Почти два года живу в Чехии.

– По-прежнему работаешь на себя? – Даже в самые тяжелые времена понимаю, что это лучше, чем работать на кого-то. Я до сих пор не чувствую себя расслабленным.

– Чем Чехия лучше Польши? – Прям всем скажу тебе честно. Я чувствую себя там очень комфортно. В Чехии до жути много русских. Президент прям «путиновский» и недавно его переизбрали на второй срок. Это не есть хорошо для украинцев и других эмигрантов кроме россиян.

– Тебя напрягает большое количество русских? – Понимаешь если в Польшу переезжают в основном украинцы из близлежащих сел, которые ведут себя сказать «по-быдляцки» , ничего не сказать, то в Прагу в основном переезжают более интеллигентные люди.

Я общался со взрослыми, состоятельными поляками, которые все в один голос говорят о том, что за последние лет пять Варшава стала отвратительно грязной и забитой, потому что туда съехалось большое количество не только украинцев, но и поляков.

Поляки не знают ,как от нас избавиться

– Польская полиция к украинцам плохо относится, прям очень. Они не знают куда от нас деться: мусор этот весь, плевки. Если в центре города много полиции, то в спальных районах это брошенные бумажки на улице. Поляки в большинстве своем такого не делают: не мусорят и понимают, что они Европа и хотят этому соответствовать. Но там тебя отпускает. Такое ощущение, что тебя здесь кто-то душит, а там раз и отпустили, чуть-чуть. Совсем отпустит, когда ты будешь заниматься любимым делом. В глазах украинцев читалась ненависть за то, что я им улыбался

– Как изменилось Запорожье за три года, что тут не живешь? – Стало грязнее. Люди меняются, а из-за того, что меняются люди, меняется и все остальное. Все злые, затравленные как не знаю кто. Когда я варился в этом котле, я был примерно таким же. Но когда я первый раз я отсутствовал тут долго, когда я приехал сюда я офигел. В Киеве я спустился в метро и такое ощущение, я спустился в шахту, где все темные, серые, понурые. Я стоял и улыбался, потому что был счастлив приехать домой, я кайфовал и источал свет.

И когда ты видишь в глазах злость и ненависть в глазах, мол, какого хрена ты улыбаешься, понедельник, рабочий день, ты едешь по делам, какого ты улыбаешься, тебе же по-любому нужно за что-то платить. Я вижу как тяжело живется моим друзьям, семье. Понятное дело, что остались люди, у которых есть деньги, которые умеют их зарабатывать и отдыхают они соответствующее.

–Как тебя изменила жизнь в Европе?

– Я точно добрее, чем здесь. Первое время я этого не замечаю, провожу время с семьей, не покидаю район, а через месяц чувствую, что становлюсь намного злее. Европу изменила система штрафов. К людям пришло осознание, что они хотят жить лучше, а значит и вести себя нужно соответствующее. Как все сейчас кричат: « Какая вам Европа, вы ведете себя как быдло». Я понимаю, что дай нашим полицейским возможность и инструмент вот так вот штрафовать людей, будет распоряжение сверху набить казну вот этими деньгами и даже если молодой человек или девушка-полицейская захотят что-то изменить, на них надавит система и они все равно будут вести себя по-скотски. И вот этот замкнутый круг меня добивает. Система штрафов изменит человека. Даже за курение в неположенном месте можно заплатить 25 долларов. Но наши будут страдать ерундой. Менять всю систему власти, придут неопытные люди.

Привлекать кого-то из-за заграницы, один в поле не воин, его задавят. Я прям кайфую от фильма «Слуга народа» по правильности донесенных мыслей. Всем должно прийти осознание, что может быть лучше. Для этого стоило открыть границу, чтобы люди поехали и осознали, что там здорово. Если бы у нас в городе все было хорошо, я бы не уехал. Ностальгия только по родным. Были бы они все там, я бы сюда подолгу не приезжал.

– Твой прогноз пессимистичен на будущее?

– Да, это родное мое место, тут можно кайфануть не более. Если раньше я проходил спокойно по улице, то теперь я переживаю, потому что есть куча голодных людей, доведенных до отчаяния, которым только и остается, как заработать себя на кусок хлеба физическим воздействием. В ближайшее время я точно не собираюсь жить здесь. В планах становление меня. Очень хочется перевезти семью.

Здесь я не вижу будущего. Я не могу назвать себя патриотом. Если мне скажут: «Слава Україні», я отвечу, конечно: «Героям слава». Но на этом мой патриотизм заканчивается. Если увижу, что приедут я и миллион таких же ,как я, нет, лучше меня, то я поищу возможность вернуться. Хочется увидеть выход ,а я его не вижу не для себя, не для своей семьи

. – Что может остановить эмиграция по твоему мнению?

–Высокооплачиваемая работа. Пока люди не уехали, они готовы жить в таких вот минусах. Дай им зарплату, как в Европе и они не поднимут свои жопы. Туда люди едут за деньгами. Очень маленький процент едет за хорошей жизнью. Я поехал за другой жизнью. Людям говорят: зарплата 25 тысяч и они сравнивают свои 5 и ту сумму и она кажется им космической. Но 25 тут и 25 там – абсолютно разные суммы. А у нас экономят на всем.

–Дай совет тем, кто думает об отъезде – Собирайте манатки и завтра в путь. Главное не сдавать позиции. Я видел многих людей с маленьким запасом денег, которые вкалывали и старались выживать. Будет п..ц как тяжело, но если переступить эту черту и постараться развиваться, то все будет замечательно.

Алина Новгородцева

Другие статьи
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Місто
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
Фудкорт