16 авг, 16:36
События

Только безумно дорогой выкуп: запорожский журналист рассказал о возможности возвращения городу сквера Яланского

38712088_521399501614687_1640738525672374272_nУже несколько месяцев не утихают события и дискуссии вокруг сквера Яланского. Территория сквера находится в долгосрочной аренде компании «Ленд Дивелопмент», принадлежащей запорожскому депутату Сергею Кальцеву. На арендуемом участке планируется построить большой ТРЦ. Когда строители начали вырубку деревьев под застройку, в защиту парка выступили местные жители, которых поддержали активисты. Апогеем противостояния между застройщиком и защитниками парка стала прошлая неделя, когда в сквере за несколько часов вырубили сотни деревьев и установили забор, а уже через два дня активисты ограждение снесли. Сегодня, 16 августа, в 17.00 защитники парка снова выйдут к зданию запорожской мэрии на митинг

Запорожский журналист-расследователь на своей странице в Фейсбуке проанализировал ситуацию с правовой точки зрения и рассказал о шансах вернуть сквер громаде.

О том, почему "пиздно"

Есть две важных вещи в нашем замечательном судопроизводстве – понятие «надлежащего истца» (належний позивач) и срок исковой давности.  Належний позивач – это типа сначала надо обосновать, что вот та нехорошая вещь, которую ты обжалуешь, нарушает непосредственно твои права. Когда вы судитесь за квартиру с родственниками, или с поставщиком за брак в поставке – это понятно, ваши права здесь точно нарушены. А договор аренды – это такие же частные взаимоотношения, и обжаловать его могут или стороны, заключившие договор (в нашем случае – Запорожский горсовет и ООО «Ленд Дивелопмент»), или прокуратура, представляющая интересы государства в целом. Хотя в последнее время суды периодически и прокуратуру «сбривают», отказывая ей в праве иска. 

Поэтому, к сожалению, все прочие физлица или общественные организации не могут подавать в суд на расторжение договоров аренды – потому что данные договора не нарушают непосредственно их права. 

Гипотетически, может появиться еще одна фирма, которая заявит – ааа, наши права ущемлены, потому что мы тоже хотели получить этот участок в аренду под ТРЦ, вот пачка нашей переписки с мэрией по данному вопросу, они нас бортанули ради этого нехорошего «Ленд Дивелопмент». Ок, это уже чуть лучше, но здесь начинается нюанс с исковой давностью. 

По гражданским делам срок исковой давности – три года. По административным делам – вообще полгода. То есть, если после случившегося правонарушения или ущемления прав, подпадающего под гражданское судопроизводство, прошло более трех лет, то все, поезд ушел. То же самое – с полугодом для административного законодательства.

Денис Тарасов сейчас подал гражданский иск, требуя отменить договора аренды, заключенные в 2008 или 2009-м году. Ситуация с которыми, более того, широко освещалась ранее, в 2011-м году, когда их пытались отменить впервые. И адекватно обосновать срок исковой давности в данной ситуации невозможно – все обстоятельства дела уже выявлены, находятся в судебном реестре, их там можно читать уже лет шесть как. Пиздно. 

О возможности прицепиться к последнему вагону уходящего поезда

Небольшой шанс прицепиться к последнему вагону этого поезда существовал еще год назад. Перед утверждением осенью нового Генплана, на основном чертеже которого сквер обозначен красным – как место под «громадську забудову». Тогда еще можно было поднимать волну, в рамках общественного обсуждения Генплана, и атаковать этот красный прямоугольничек, приводя те же аргументы, что и сегодня. Про сокращение зеленой зоны, об экологии и прочем.  А также надо было кричать, что в текстовой части Генплана, в разделе о развитии инфраструктуры, про ТРЦ на этом месте ничего не говорится, от слова совсем. Но ыыы, никто тогда этим не занялся. 

О вариантах вернуть сквер городу 

ВЫКУП. Можно сторговаться о возврате участка. Арендатору компенсируется вся арендная плата, внесенная им за прошедшие годы, плюс недополученная прибыль согласно целевого использования. За определение размера недополученной прибыли можно посудиться. Кальцев пойдет в ПУМБ ахметовский, ему там нарисуют договор о кредитной линии в полтора ярда на строительство ТРЦ, Владимир Федорович придет с ним в суд и покажет – вот, у меня уже есть договор на кредит, закрывающий всю сметную стоимость проекта, мечта была так близка, а вы все испортили. Давайте сюда 10% от сметной стоимость проекта, злые люди.  БАРТЕР. Если есть обоснование, что данный участок имеет экологическую ценность, то городская власть может предложить арендатору размен – в другом месте, побольше размером в качестве компенсации за удаленность. Ключевой критерий для определения равнозначности – оценочная стоимость. Но для обоснования экологической ценности надо провести пачку дорогих серьезных экспертиз. 

СЕГОДНЯ ЗАБРАТЬ СКВЕР НАЗАД НЕТ ЗАКОННЫХ МЕТОДОВ, КРОМЕ БЕЗУМНО ДОРОГОГО ВЫКУПА - резюмирует Сергей Сидоров.

Полностью текст журналиста можно почитать по ссылке