19 апреля 2019
Мандри

150 грамм коньяка и сухие факты: как запорожцы борются со страхом перелетов

За последние несколько лет полетная программа из Запорожского международного аэропорта значительно расширилась.  Сегодня пассажиры могут быстро попасть не только в Египет и Турцию, но и некоторые города Италии, Дании, Британии, Польши и многие другие. Но, увы, не все пользуются этой возможностью. В некоторых случаях запорожцев удерживает от путешествия банальный страх полетов…

«Заноза» разбиралась, как запорожцы преодолевают одну из самых распространенных фобий.

150 грамм коньяка перед полетом практикую постоянно

57561155_1160091974182579_4925097109230714880_nУроженец Запорожья Юрий рассказывает, что в детстве совершенно не боялся летать, тревога появилась вместе со  взрослением:

«История моего страха полетов такова. Первый раз я летел на самолете в 10 лет. Совершенно не боялся, даже ждал этого, не спал всю ночь, и был поражен розовыми утренними облаками внизу. Расстроился, когда приземлились – праздник закончился. Потом – перерыв в 30 лет. Летел в Минск. Меня охватила паника. Хотелось выбежать из самолета, удержало только то, что никто рядом не проявлял беспокойства. С тех пор 150 коньяка перед взлетом практикую постоянно. Раз 10 этот ритуал был обязательным, но вот недавно обошёлся без него - быстрый транзит не дал возможности забежать в Дьюти-фри. И ничего, прокатило и так».

Чтобы бороться со страхами, мужчина изучает статистику:

«Страх исчезает с количеством взлетов-посадок. Читаю статистику периодически – количество авиакатастроф мизерно по отношению к авариям на дорогах. Смотрю на радостных беспечных людей, что летят в соседних креслах. Конечно, это мало помогает, если попал в зону турбулентности и самолет машет крыльями как чайка – но ... хочешь жить вечно? – пел известный британский певец персидского происхождения... если твоя карма погибнуть в авиакатастрофе – не самая мучительная и медленная смерть. Но выбирать все же лучше самолеты побольше и поновее.

Настраиваю себя, что миллионы людей  летают каждый день

57453726_414887789348140_4915087696537321472_n27-летняя Виктория испытывает страх передвижений по воздуху, так сказать, в теории, потому что на практике ей никогда не приходилось летать на самолете. В этом году в жизни девушки планируется первое путешествие с авиаперелетом. Виктория решила исполнить свою главную трип-мечту – посетить Италию. Правда, перед этим ей все-таки предстоит пересилить свою боязнь и воспользоваться самым быстрым общественным транспортом в мире:

«Настраиваю себя на то, что миллионы людей летают каждый день. Главное, что мотивирует преодолеть опасения, это то, что я могу так и не увидеть мир, зато кормить свой страх. А могу его пересилить и реализовать свои мечты. Ситуацию усложняет наличие у меня склонности к панике, но я с ней борюсь, стараюсь жить в максимальном психологическом комфорте и с заботой о себе».

Я так и не избавилась от внутреннего волнения

57076248_350973555522796_7645311695509782528_nНаталья совершила за жизнь уже 16 перелетов, но так и не избавилась от внутреннего волнения. «Заноза» встретила путешественницу после возвращения из Таиланда. Девушка вместе с супругом провела в жаркой стране всю зиму.

«Я думаю, что меня пугает безвыходность ситуации и неспособность на нее повлиять, – рассуждает Наталья. –Ведь если ты попадешь в автокатастрофу – есть все шансы выжить, а в авиакатастрофе – минимальные. Плюс меня завораживают самолеты – до сих пор сложно поверить, что люди могут летать, ведь это не наша прерогатива».

Наталья много читает статей об авиакатастрофах, поэтому знает, что они случаются крайне редко:

«Самолеты – это самый безопасный вид транспорта и это меня немного успокаивает, - резюмирует Наталья свое маленькое исследование. –Еще успокаивает возможность держать мужа за руку, хоть он и посмеивается надо мной. Но о сне или ходьбе по борту самолета и речи быть не может. Я сижу пристегнутая даже на коротких перелетах до посадки», – смеется собеседница

Не выдерживаю и задаю ей вопрос «в лоб»: «Отменяла ли ты когда-нибудь поездку из-за своего страха?»
Наталья отвечает, не задумываясь: «Нет, никогда! Я же сильная!».

Оказалось, что мы экстренно садимся посреди пустыни

57277951_2298106697068319_5728815060885700608_nА вот путешественница со стажем Кристина, излечилась от фобии, лишь посмотрев в глаза настоящей опасности. Самолет, в котором летела уроженка Запорожья, был вынужден совершить экстренную посадку в пустыне. О причинах незапланированных действиях, пассажирам до последнего момента не говорили. В голове мелькало множество различных идей. Среди них были и самые страшные:

«Я летела из Сан-Франциско в Киев. У меня был рейс Сан-Франциско –Денвер, потом Денвер-Мюнхен, а после - Мюнхен-Киев. До Денвера лететь всего пару часов, но рейс сильно задерживали и сначала не говорили причину... Потом на борту сообщили, что у самолета были проблемы с двигателем, и мы ждали, пока его починят. В итоге с задержкой в 1,5 часа мы вылетели в первый рейс, и где-то через 30 минут полёта пилот объявил, что нам придётся аварийно садиться в Лас-Вегасе... Так как все помнили проблему с двигателем, то прилично испугались. Официальную причину посадки никто не оглашал, а через минут 10 пилот объявил, что до Лас-Вегаса не долетим, будем садиться раньше. Под нами было что-то очень похожее на пустыню Невады» – девушка помнит тот день очень ярко.

По ее словам, дул сильный ветер, самолет трясло и кидало в разные стороны:

«Иногда самолет сдувало прям в скалы. Все пассажиры страшно испугались. Люди даже плакали. Оказалось, что мы садимся на военный аэродром посреди пустыни.

Когда мы уже подлетали к полосе, самолет из-за сильного ветра не попал на полосу одним шасси. Когда же посадка, наконец-то завершилась, мы узнали, что одному из пассажиров на борту стало очень плохо. он умирал. Это и стало причиной экстренной посадки, а совсем не двигатель. Несчастного сразу забрала «скорая», а нас вывели в здание маленького аэропорта, в котором кроме нас и персонала никого не было. Работник аэропорта в личной беседе со мной доверительно сообщил, что в такую погоду самолеты обычно здесь не принимают.

Читайте также: Запорожанка о зимовке в Египте: «Берите с собой пуховую жилетку и гидрокостюм»

Через 40 минут всех пассажиров пригласили назад на борт для продолжения полета в Денвер. Никто явно не хотел этого делать, коленки все еще дрожали от страха. Когда мы сели в самолет, пилот сказал всем пристегнуться и «не обосраться», ибо взлетать будем так же, как садились. Взлетать, действительно, было так же страшно, самолет кидало на ветру.

Обслуживания салона не было всю дорогу, экипаж сидел пристегнутый, как и пассажиры. Когда, наконец-то, часов 6-7 спустя, мы добрались в Денвер, все пассажиры опоздали на свои следующие рейсы. Кому-то смогли найти замену сразу, а меня поселили в «Hilton» и отправили на следующий день подобным рейсом домой. У меня с собой не было никаких вещей, чемодан «ночевал» в аэропорту. Это помогло мне увидеть всю прелесть американской глубинки. Я даже поужинала в придорожном кафе с танцующими официантками в ковбойских шляпах, как в фильмах показывают. После этого я почти перестала бояться летать».

Для боязни летать не нужна конкретная причина

Специалисты не устают повторять, что боязнь полетов – это не часть инстинкта самосохранения, иногда для страха даже не нужна конкретная причина.

57244800_282530642668361_5512686194812518400_nКак отмечает практикующий врач-психотерапевт Антон Карцев, страх полетов можно классифицировать на две большие группы. В первую попадают люди с простой фобией, которые не боятся находиться внутри самолета, а опасаются в основном крушений, катастроф, аварийных ситуаций, из-за этого они могут даже отменить полет.

Во вторую группу входят  «пленники» агорафобии – боязни ситуаций из которых cложный выход (к примеру, прогулок в толпе, поездок в лифте, покупок в супермаркете в прайм-тайм, самолетов и др.)

Ведь как не крути, в воздухе мы все временно становимся заключенными в замкнутом пространстве. Эта категория людей не боится самого крушения. Они опасаются смерти, инсульта, инфаркта, остановки сердца, потери контроля или сознания, сумасшествия, удушья и т.д.

В основном агорафобия сопровождается паническими атаками – сильным приступом страха, который сопровождается рядом реакций в виде удушья, нехватки воздуха и т.д.

По современным стандартам и рекомендациям психологов, этим двум категориям людей показана когнитивно-поведенческая терапия:

«С одной стороны, в “лобной коре” – части нашего головного мозга, кроются вполне очерченные и конкретные мысли, которые сообщают информацию устрашающего характера. Например, мы можем думать следующим образом : “А вдруг во время полета мне станет плохо и у меня остановится сердце?” или “А что, если во время полета я потеряю контроль или сойду с ума?” или “ Самолет неизбежно упадет!

 К счастью, кора мозга “понимает” язык логики, и такие не совсем реалистичные мысли следует откорректировать и прийти к более трезвым, объективным и логичным установкам.

С другой стороны, часть страха прячется у нас в миндалевидном теле в головном мозге, который отвечает за возникновение этого сильного чувства. Это словно «антивирус» в нашей голове, где хранятся «файлы». В них содержится информация о возможных серьезных угрозах для нашего организма. Миндалевидное тело реагирует по принципу ассоциации. Если текущая ситуация похожа на какой-нибудь из “файлов” в миндалевидном теле, то она вызывает страх и побуждает к бегству (основная возможность справиться с угрозой). Поэтому мы должны «перепрограммировать» информацию, которая содержится в миндале.

По словам психотерапевта, когда речь идет о простых фобиях и агорафобии, то “файлы”, в связи с которыми возникает чувство страха, “записаны” в миндалину ошибочно:

«Считайте, что в «антивирус» были внесены не совсем корректные данные, и теперь программа реагирует на те «сайты», которые не являются опасными. Тем не менее, «антивирус» продолжает вызывает панику и страх.

Читайте также: О еде и жизни на экзотическом острове: какие Telegram-каналы ведут запорожцы

Поэтому мы должны дать миндалевидному телу альтернативный опыт, показать, что ничего страшного не происходит. Наша задача – адаптировать его к объекту опасности. Это возможно осуществить с помощью специальной техники – экспозиции. В классике, конечно, человеку со страхом полета нужно как можно чаще…летать, желательно, несколько раз в неделю, но, я понимаю, что мало кто имеет такие финансовые возможности. В этом случае может помочь воображение».

Специалист считает, что человек должен расслабиться и представить себе, как он летит в самолете и с ним случаются все те ужасные вещи, которые он себе нафантазировал:

«Двигатель заглох... Земля близко… Он касается земли, а затем погибает… Важно представить всю картину в деталях. Повторять визуализацию следует неоднократно, пока уровень тревоги при ее просмотре не снизится. Это чувство должно стать таким, что его можно спокойно выдержать. Где-то на 4-5 баллов из 10. Если человек научится справляться со своими чувствами, то сможет в дальнейшем спокойно летать на самолетах. Это просто алгоритм».

Полина Положенцева

P.S. Если вам уже удалось избавиться от страха полета или у вас его никогда не было, звоните для подбора авиатура автору материла 066-830-81-87 и подписывайтесь на Телеграм-канал «Путешествие с подсказкой»: http://t.me/kerrytour.

Другие статьи
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Місто
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
Фудкорт