"За двумя зайцами" в Запорожье: парад глупости со звездным составом
"Театралы Киева, вас ждёт настоящий праздник – необыкновенно яркая и красочная постановка «За двумя зайцами» с незатейливой и хорошо известной по одноименному кинофильму историей на новый лад"- так радостно и многообещающе описывает предстоящий в Киеве и уже прошедший в Запорожье спектакль "За двумя зайцами" сайт продажи билетов 1001bilet.com.ua.
Необыкновенно красочной и яркой постановкой уже успели "насладиться" запорожцы 23 мая. Дешевые пластмассовые бинокли, незатейливые декорации (лавочка, превращающаяся в кровать после накрытия пледом, и пара нарисованных стен на колесах), зал с отсутствующей напрочь вентиляцией - все это гармонировало с современной постановкой гениальной пьесы.
Напомним, что сюжетом спектакля является модернизированная и осовремененная версия одноименной пьесы Михаила Старицкого. Это очень важно, потому что так называемая "модернизация" была проведена безвкусно и с явным расчетом на массового зрителя, который, как известно, неприхотлив.
Обратимся к главным действующим лицам.
Голохвастов (Голохвостый). Роль исполняет Сергей Поздняков. Исполняет никак. На полном автомате, тараторя текст, как со шпаргалки. На первых минутах спектакля наступило разочарование, что роль исполняет не Алексей Панин, так как его роль второго плана была сыграна немного интереснее, но тоже почти никак.
На протяжении всего новомодного сюжета Сергей нас радует унылыми безвкусными шутками с сексуальным подтекстом. Это вам и недвусмысленные движения тазом (в этот момент в районе паха главного героя обязательно окажется голова Прони или ее тетки) и Голохвастов, зарывающийся своей обанкротившейся головой в бюсты персонажей женского пола.
Друг Голохвастова в исполнении Алексея Панина. Несмотря на роль второго плана, Алексей сыграл неплохо и почти не скучно. По крайней мере, ярче и удачнее, чем роль первого плана сыграл Поздняков. Шутки были уместны, их не было много и от них не хотелось отмыться. Но на протяжении всего спектакля не покидало ощущение, что Панин не особенно напрягается и звездной репутации актера достаточно, чтобы зрители были довольны. С другой стороны, что Алексей - один из немногих людей во всей труппе, кто, казалось, чувствует грань между смешными, уместными шутками и откровенным быдлячеством. Интересный момент: если верить сайту 1001bilet.com.ua, то главную роль в киевском спектакле исполняет Алексей Панин. Почему в запорожской постановке он выполнял роль второго плана? Скандалы, интриги, расследования.
Проня. Исполняет многими любимая и уважаемая (до спектакля мною тоже) Руслана Писанка. Исполняет ярко. Этот персонаж явно запомнится, но тоже не с лучшей стороны. Во-первых, это часть дуэта пошлых бездарных шуток с Сергеем. Во вторых, Руслана явно переигрывает и сильно переоценивает симпатию зрителей к своей персоне. Во время эпизода, где Проня чувствует, что влюбилась и волнуется перед свадьбой, Руслана нас радует танцем с элементами балета. После чего выходит в зал и примеряет на себя роль клоуна в цирке, который разогревает публику, пытается шутить, заигрывать с ней. Но клоун делает это удачно, Руслана - нет. С выходом в зал "Проня" затянула настолько, что с балкона послышалась вполне оправданная возмущенная реплика: "Руслана, на сцену возвращайся". Это не выглядело грубо, это была чуть ли не единственная здравая мысль спектакля, озвученная вслух. И та из зала.
По остальным ролям пройдемся бегло. Осовремененный отец Прони - беспросветный алкаш, за которым наблюдать неинтересно. Мать чем-то напоминает переодетого в старуху мужика с аншлагоподобного телешоу. Секлета Лимериха (тетка Прони) начала неплохо, и была очень близка к "оригинальной" Лимерихе. Но, начиная со со сцены празднования дня рождения, игра актрисы закончилась. Нужно отдать должное "Гале" - играла неплохо, но мало.Если же оценивать спектакль в целом, хорошего сказать нечего. Осовременивание свелось к пошлым неудачным шуткам и упоминанием узнаваемых всеми предметов. Так, в доме у Прони рассуждают об Артемовском и Харьковском шампанском. Проня же, обрадованная предстоящим сватовством Голохвастова, напевает песню Веры Брежневой. Ну, и не забудем о всем знакомых фразах: "Где? В Караганде!" и заискиванием к местной публике с помощью локальных шуток. Например, Лимериха, плюет "три раза по-запорожски". В конце спектакля персонажам жаль прощаться с ФК "Металлург" и так далее.
Но, как ни странно, спектакль со всем смысловым мусором и отсутствующей игрой актеров, нашел своего зрителя. Часть зала искренне смеялась над шутками, за которые в младших классах школы пишут замечание в дневник. А во время финального выхода труппы - Руслану задарили цветами. Все это наталкивает на мысль, что "модернизатор" хорошо чувствует тонкую натуру рабочего класса и с полной уверенностью может сделать из первоклассной классической пьесы - ведро помоев. И что самое печальное - эти помои зритель полюбит и оценит по достоинству.
Человеку же мыслящему, со вкусом и мало-мальски развитым чувством юмора на спектакле делать нечего.