4 мая 2018
Бізнес
Ко дню рождения запорожского кинотеатра им. Довженко: о развитии и кризисе мировой киноиндустрии
Если ты до сих пор не стал фанатом "Звездных войн" и не хранишь бережно в шкафу меч джедая, после выхода новой части франшизы, это делать уже поздно, я так считаю. Потому что влюбляться без памяти в "Последнего джедая" нет причины, если, правда, кто-то из вас не является «спецэффектофилом». Просмотрев трейлер перед началом показа, закрадываются смутные подозрения: а не вытеснил ли Мир машин - Мир людей? После премьеры "Звёздных войн" они уже не такие смутные: вытеснил, но пока только на экране. В апреле 1964 года в Запорожье открылся самый крупный кинотеатр «Довженко», в честь очередной годовщины учреждения журналистка «Занозы» разбилась в тенденциях современного кинематографа и влияния его на психику людей.«Люди с психическими расстройствами успокаиваются с помощью кино»
"Пантера", "Трансформеры", "Парк юрского периода", "Валериан"... человечеству больше неинтересно жить в реальном мире. Это напоминает искусство поствоенного времени, когда на первый план выходят фантастические существа и сказочные персонажи, помогающие забыть все ужасы окружающего времени хотя бы на время. - Я думаю, мировой кинематограф претерпевает кризис, - считает запорожский психотерапевт и художник Антон Карцев. - За все время существования индустрии производства фильмов в каждом жанре сняты десятки тысяч картин. Также выпущено и десятки шедевров, которые вошли в золотую коллекцию. Переснимать «Унесенные ветром» или «Шербургские зонтики»? Некоторые режиссеры пытаются создавать римейки, но зачастую не очень успешно. Поэтому кинематографисты подались в другую сторону и прокладывают путь по той дороге, которая ранее не была доступна, а это возможность создавать зрелищные компьютерные спецэффекты. С другой стороны мы видим все большую компьютеризацию и виртуализацию, людей, которые привыкают к удивительному и грандиозному миру Интернет-вселенной. И сейчас зрителей не удивишь фильмом «Унесенные ветром». Люди требуют напряжения, саспенса, батальных сцен, которые поражают воображение, а с этим может справиться только или жанр фантастики ,или психологический триллер. По словам Антона Карцева, многие люди, которые имеют психические дисфункции, в последнее время начали использовать кино в самоуспокаивающих целях, они пытаются приглушить свои чувства более сильными эмоциональными сюжетами с телеэкрана и т.д., а это не всегда для них полезно. С помощью сервера «HelpSMI» мне удалось получить еще один комментарий психолога Анны Фелинской. Специалист уверена, что зрители зачастую путают реальную жизнь и ту, что течет по другую сторону экранов. - Нашому мозку взагалі все одно, чи то уявна сцена відбулася з нами, чи справжня. Дивлячись на якісь сцени, де беруть участь звичайні люди, мозок може перенести їх досвід, як свій, утворив нові нейронні зв'язки, виділив необхідні для реакції гормони в кров. Робота нашої підсвідомості ніколи не зупиняється, крім того підсвідомість працює без нашої участі або команди. Дуже часто в роботі я працюю з людьми, які в глибокому дитинстві сприймали побачене на екрані, як свій персональний досвід. Якщо б люди більш розуміли наскільки сильно впливає їхня уява на їх життя, то вони б більш кропітливо ставилися до вибору інформації, яку вони читають, дивляться чи слухають. Всім потрібно дотримуватись правил обмеження по віку, тому що свідомість дитини, підлітка чи дорослого працює по-різному. Особливо це стосується дуже вразливих людей та вагітних жінок. Динамічні фільми не рекомендовано дивитися людям з психічними розладами. Ніхто не знає, наскільки наша психіка готова витримувати весь потік інформації, що ми отримуємо в день в сучасному світі, також ніхто не знає, як це вплине на майбутні покоління. По мнению Анны, идеальный фильм должен вдохновлять, а не влиять на психическое здоровье зрителей: - Ідеальний фільм не деформує психіку та не створює негативних переконань. Це фільм, де не залишається незавершених нелогічних ситуацій, а сам сценарій дає можливість зробити позитивні виводи та отримати натхнення до життя, навіть якщо герої фільму пройшли дуже складний шлях. У кінофільмах ми беремо досвід, якого не було в нашому житті, та вчимося реагувати по-новому на різні ситуації. Ещё одна отличительная черта кино «нового поколения» -стремительное развитие событий. У вас бывало такое, что заходишь в кинотеатр, а через два часа выходишь и не можешь объяснить друзьям, чем там занимался все это время, так как не в состоянии вспомнить даже общую фабулу, не говоря уже об именах героев и нюансах сюжета? «Фильм очень классный, сходите!» - туманно рекламируешь приятелям, а через неделю забываешь о том, как называлась кинокартина. Любитель кино из Венгрии Петер Майор, находясь в Запорожье, поделился с "Занозой" мнением по поводу новых "Звёздных воин": - Это далеко не лучшее кино. За пять первых минут в фильме произошло много событий, много людей были убили и покалечены, это показывает что наш мир стал быстрее, чем раньше. И фильмы снимают очень динамичными, иначе нам будет нудно их смотреть и мы потеряем концентрацию, - отметил Петер. Кинокритик Юлия Маврина специально для «Занозы» выделила самые распространенные сюжеты современных фильмов, которые помогают удерживать любителей острых ощущений у экранов. - Если говорить о коммерческом кино Голливуда, то на пике в последние годы остаются франшизы на базе комиксов Marvel и DC. Это невероятно прибыльные проекты, которые привлекают практически все категории зрителей. Новая часть «Звездных войн» собрала самую значительную кассу года – 1,3 миллиарда долларов. Фантастика продолжает «рулить» по понятным причинам – люди хотят увидеть другую жизнь, попасть в фантазию или сказку, которая невозможна в обычных обстоятельствах. Это же касается и сериалов. Например, антиутопия «Рассказ служанки» о военном перевороте в США, появлении жесткой диктатуры, которая использует женщин как рабынь, воплощает все самые больше страхи американцев – и за счет сильного впечатления держит людей у экрана. По этой же причине «Рассказ служанки» собрал все престижные кинонаграды года, включая «Золотой глобус». – считает Юлия Маврина. По словам кинокритика, режиссеры не могут и не хотят изменить сложившуюся ситуацию, продвигая авторские работы с непопулярными сюжетами, так как зритель всегда в приоритете: - «Авторские» фильмы делаются независимо от того, будут их смотреть в кинотеатрах, или они остаются предметом изучения экспертов и особых эстетов кино. С другой стороны, всегда существует социальный запрос, реакция на важнейшие события. В частности, не просто так Стивен Спилберг выпустил в 2017 году «Секретное досье», фильм на основе реальных событий, как были обнародованы документы Пентагона, повлекшие впоследствии к отставке Никсона. Это явное предупреждение для нынешнего Президента США Дональда Трампа, который замешан в нескольких политических скандалах и почти не имеет общественного доверия. Также Юлия упоминает о растущей роли представительниц прекрасного пола в киноиндустрии. Женщины также выходят на первый план – под давлением голливудских скандалов о домогательствах и росте движения #MeeToo. Тот же проект Ароновски «Мама!» попал в эту струю – и номинирован на «Оскар». На независимом фестивале «Санденс» лучшим признан фильм «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» о девочке-подростке, которая предпочитает партнеров своего пола и поэтому испытывает особенные трудности в жизни. Но всегда остаются режиссеры со своим видением, кинематографическим стилем и вкусом. Можно сказать, со своей «подписью». Фильмы Кристофера Нолана, Гильермо дель Торо, Николаса Виндинга Рефна, Вэса Андерсона и многих других режиссеров можно узнать с пары кадров. О чем бы они не снимали фильм, всегда остается их личный отпечаток и талант, – считает Юлия Маврина.В украинском кино – постдраматический синдром.
Но, естественно, вышеперечисленные правила игры действуют лишь в "царстве" кассового кино. - Люди не готовы платить деньги, чтобы смотреть фантазии режиссёра - считает режиссёр популярной короткометражки "Влюбленные в Киев" (аналога нашумевшего «Париж, я люблю тебя») Иван Сауткин. Фильм увидел свет в далеком 2010 году. Премьера работы состоялась на кинофестивале в Монако. «Занозе» удалось связаться с метром и расспросить о его видении развития данного направления искусства. Иван говорит, что не заметил стремления зрителей уйти от реальности, в кинотеатры они идут за другим - за эмоциями. Тем не менее, не весь украинский продукт способен затронуть самое сокровенное у пришедших в кинотеатры. - Сравнивать украинский кинематограф с мировым сложно, - задумчиво говорит Иван. - У нас статистика такова: из десяти фильмов один или два – сильные, остальные – слабые. В Украине сейчас наблюдается постдраматический синдром. Киноиндустрия стояла почти 20 лет, зрители ничего не смотрели, в свое время бывший советский кинопрокат рухнул, кинотеатры превратились в "сараи". Еще с тех времен у многих зрителей не сформировалась традиция смотреть украинские фильмы и ходить в кинотеатры. По словам Ивана, в последние годы эта ситуация стремительно меняется, только в текущем году на разной стадии производства находятся полсотни украинских кинолент. Кстати, среди них есть и запорожский продукт – «Запорожье, я люблю тебя». Этот фильм, за создание которого болели многие, так и не увидел свет. Автор идеи – Анна Таланова уверена, Запорожье просто не было готово к появлению серии короткометражек. - Мы начали работать в разгар войны, всем было не до того, - вспоминает Анна, - Снимали фильм на общественных началах, денег не хватало, пытались получить грант от крупного завода, но проиграли. Мы хотели показать город с прекрасной стороны, рассказать о замечательных людях, которые в нем живут, почему не оценили нашу идею, я не знаю. На данный момент к выходу готова только одна из частей фильма. Возможно, в скором времени нашему городу все- таки признаются в любви (спонсоры, это намек в вашу сторону!). Как бы там ни было, в этом году кинотеатру "Довженко" уже исполнилось 54 года. Как нам рассказали сотрудники учреждения, послевоенное поколение практически выросло на местных фильмах. Тогда кинотеатр мог похвастаться отличным звуком, который по некоторым оценкам, был самым лучшим в Европе. Здесь состоялись премьеры таких известных фильмов, как "Судьба", "Экипаж", "Коней на переправе не меняют" и др. Практически на каждом сеансе наблюдался аншлаг. "В 1999 году было приобретено и установлено стерео кинооборудование. Кино в очках было новинкой для запорожцев, поэтому посещаемость значительно возросла, что позволило руководству и коллективу удержать кинотеатр на плаву и подготовить его к полному технологическому переоснащению. Была произведена замена кинопроекторов MEO 5oXS, установлена первая тогда в городе система объемного звука, являющаяся стандартом качественного звукового сопровождения на западе. Был установлен новый экран, который был все эти годы и остается в настоящее время самым большим в городе."- об этом написано на официальном сайте кинотеатра. Это полностью соответствовало кредо известного во всем мире режиссера Джорджа Лукаса. Мэтри киноиндустрии считал, что хороший звук - это половина фильма. Правда вряд ли Джордж догадывался, что многие режиссеры игнорируют создание второй половины, наслаждаясь лишь хорошим звуком. Первым фильмом, который продемонстрировали в Довженко с помощью нового оборудования, стала лента "Крепостная актриса". С тех запорожские зрители успели пересмотреть миллионы разных киноисторий: сентиментальных, кровавых, исторических, фантастических и др. Поэтому режиссеры не говорят нам: "Hasta la vista baby!", ведь пока "Космические корабли бороздят просторы Вселенной", мы можем "Жить, как говорится, хорошо" и поэтому, как утверждал всеми любимый Мюнхаузен в исполнении Олега Янковского: "Улыбайтесь,господа, улыбайтесь!". А что касается доминирования спецэффектов - "Я подумаю об этом завтра" и "Да пребудет с вами сила!".Объедалась попкорном и вникала в суть развития киноиндустрии Полина Положенцева