Под ударом каждый из нас: как создаются фейки о педофилах и почему за это нельзя наказать
Сфабриковать в фотошопе переписку с несовершеннолетней или расклеить по району объявления "Разыскивается педофил": педофила можно сделать из каждого. Это доказывают сразу два случая, которые произошли в Запорожье за последнюю неделю.
Найти и наказать виновника в подобной информационной атаке – нереально, а восстановить репутацию после такого крайне сложно.
Ситуация №1 на улицах Бабурки расклеили фото с описанием примет педофила, который якобы под видом музыканта и продюсера заманивает к себе детей.
Информацию подхватили несколько Инстаграм и Телеграм пабликов с приличной аудиторией, а также СМИ. Только позже выяснилось, что объявления расклеил ревнивец, от которого ушла девушка. В такой способ он мстил ее новому возлюбленному.
Выхлоп от первой публикации был куда громче, чем комментарии полиции или дальнейшие публикации в СМИ. Еще бы: педофил, да еще и в моем районе.
Выйдя утром из квартиры музыкант Андрей увидел на стене подъезда свой “фоторобот” и подумал, что это чья-то злая шутка:
Я сорвал лист и решил не ждать лифт, а спуститься по ступеням. На каждом из этажей мне встречались эти мерзкие “ориентировки” и я их срывал. Когда созвонился со своей девушкой, то она рассказала, что такие-же объявления неизвестные расклеили и у нее на этаже и даже на гараже ее папы.
Тогда пазлы сложились в целостную картину и я понял, что подобную аферу мог придумать только бывший парень моей возлюбленной, ведь мы в свое время гуляли в одной компании и он прекрасно знал меня –цитирует слова пострадавшего издание "Вместе".
Данная ситуация выбила меня из колеи и реально потрясла до глубины души. Я верю в то, что мы живем в правовом государстве и виновный в этой черной клевете будет наказан.
Ситуация №2: молодежный активист Иван Минченко публично высказывался против запорожского нардепа Евгения Шевченко.
Спустя некоторое время в Фейсбуке появляются скрины переписки, в которых Минченко якобы предлагает познакомиться 13-летней девочке.
Скриншоты публикует некий новый пользователь группы Толик Храповской. Через некоторое время запись исчезает, но информацию снова успевают распространить некоторые СМИ. Человека с такими данными нет в Фейсбуке, а информация о нем даже "не гуглится".
Сам активист считает, что информационную кампанию против него устроил помощник Шевченко Дмитрий Ковалев, сделав скриншот страницы активиста в Инстаграме:
Я підозрюю, що з коментаря депутата Шевченка під скандальний постом, де він розділяв українців на "свідомітів" і "несвідомітів". Я написав про це публічно у фейсбуці. На мою думку народний депутат українців не повинен дозволяти собі підтримувати позиції, які розколюють суспільство, державу. Пізніше в ефірі телеканалу Nesw one Шевченко заявив, що ті, хто йому пише з критикою є бандити і криміналітет.
Я сприйняв це особистота написав пост про його компенсацію за житло (жовтень місяць), а саме 41 600 грн. Цей допис був доволі популярний. Підозрюю, що саме це стало сірником розпочати проти мене брудну інформаційну кампанію.
Я маю юридичну освіту і розумію, що в судовому порядку буде складно щось довести. Новина розповсюджувалась явно з бота, а Дмитро Ковальов хоч і спалився через той скрін, але для українських судів та слідчих, то не буде вагомим аргументом.
Мій захист – це публічність. Вдячний, що люди, які мене знають не повірили в цю ситуацію зразу, проте багато друзів писало в особисті повідомлення і задавали питання, тому тут є і друга причина, чому ж вирішив написати даний пост-звернення до депутата Шевченка.
Как сфабриковали переписку
В комментариях Денис Демидов доказывает парой сообщений, что переписку сфабриковали. И вот как:
Давайте разберем эти скрины детально. Это будет не сложно, поверьте.
1. Посмотрим на скриншот №1. Здесь мы видим, что логин в инсте каждый раз вставляли криво, будто дрожали руки (или не знали, что в ФШ есть инструмент Линейка).
Надпись меняет свое положение.
2. Проверяем нашу теорию. Идем на https://29a.ch/photo-forensics/ и загружаем скриншоты внутрь. Применяем один из фильтров: Level Sweep или Principal Component Analysis. Можно обоими побаловаться. Сразу становится видно часть, которую "впилили" в ФШ.
После делаем страшное предположение - они не вели переписку с фейком и не вписали вверху логин. Они вписали логин и аватарку возле каждого сообщения. Проверяем, вооружившись линейкой...
Ничего не докажешь
Парень, ставший жертвой из-за ревности из первой истории, написал заявление в полицию. Но доказать вину расклейщика объявлений будет крайне сложно, если полицейские не схватили его за руку.
К тому же, в Украине нет за подобное уголовной ответственности – говорит практикующий адвокат Борис Луговой:
Можно подать иск о защите чести, морали и деловой репутации. Но согласно украинскому законодательству максимальная сумма морального ущерба составляет 200 тыс. гривен. И то в редких случаях если человек получил инвалидность.
Никто не хочет терять год своей жизни ради взыскания 20 тыс. гривен. Самое сложное технически найти виновника.
Чтобы доказать, что был нанесен ущерб репутации, нужны несколько составляющих: какое именно действие привело к вреду и последствия. Если один из элементов отсутствует, теряется причинно-следственная связь и рушится доказательная база. А ее должен предоставить именно истец.
Если неправдивую информацию опубликовало какое-то СМИ о или паблик в соцсети, тут проще, конечно. Можно добиться через суд хотя бы опровержения.
Правозащитник также добавляет, что исков о чести и достоинстве в Украине подается рекордно мало. Этот механизм воздействия на оппонентов чаще используют политики, чтобы замучать тех, кто он них пишет плохо по их мнению.
Луговой считает, что вопрос лежит скорее в этической плоскости и журналисты не должны подавать информацию с сомнительных источников: объявлений на заборе и фейковых аккаунтов в соцсетях.
Как себе помочь?
Если закон не может защитить в большинстве случаев, включается правило "помоги себе сам". Политтехнолог Павел Скурский, который провел не одну кампанию политикам, дает несколько полезных советов что делать если вы попали в столь неприятную ситуацию:
При всем "ужасе" обвинений, такие действия-материалы имеют узконаправленную цель – вывести из равновесия конкретную жертву. Которой после этого кажется, что на него смотрит весь мир. На самом деле, никто никому не интересен, никто ни на кого не смотрит, если ты не вау-публичная фигура и это не вау-вопиющий случай. Это железная правда. НО, если имела место 100%-ная ложь, тогда нужно:
1. Подать заявление в правоохранительные органы с указанием предполагаемого виновника. Пусть даже это ни к чему не приведет, но козла потягают и будет конкретный оправдательный шаг пострадавшего человека
2. Сделать разъясняющий материал и указать факт подачи заявления в полицию
3. Если человеку реально хреново, то обратиться к психологу. Реально он может переживать очень сильно и дело может закончиться плачевно. Потому что звонят «сопереживатели», родственники и т.д. И на ситуацию нужно внутренне забить, не запутываться дальше в ней.
Перед тем, как постить очередную страшилку, лучше лишний раз зайти на сайт полиции, а еще ориентировки подозреваемых часто есть возле райотделов полиции на специальных стендах. И, конечно же, верить всему, что пишут на столбах, тоже не стоит.
Алина Новгородцева