Язвы на теле города: почему Запорожье проигрывает войну с "царь-балконами"
19 ноября 2019
Місто

Язвы на теле города: почему Запорожье проигрывает войну с "царь-балконами"

Пункт наблюдения за соседями, курилка, место для полуночных посиделок или лишние квадратные метры для ненужных вещей. Балконы занимают в украинских квартирах особое место.

Но часто эта любовь  приобретает у украинцев маниакальный характер. Уродские, несуразные, обшитые белым пластиком – балконы уродуют облик наших городов, заслоняют соседям свет и, порой, даже несут опасность окружающим.

Балконостроение – отличительная черта всех постсоветских стран, о котором уже даже сняли фильм и издали книгу.

Им посвящают целые фотопроекты, а СМИ так часто пишут об этой проблеме, что даже создали отдельную квалификацию. В ней есть царь-балконы, балконы стиле хайтек, клумбы с цветами и балконы-шухлядки

А что вы мне сделаете?

Дом №208 по проспекту Соборному с 2014 года входит в список памяток архитектуры. В начале ноября владелец одной из квартир на втором этаже затеял ремонт. Рабочие спилили балясины на балконе, который выходит на центральный проспект, ради установки энергосберегающего окна.

В департаменте архитектуры выехали на место и составили два админпротокола, а также предписание вернуть балкону первоначальный вид. Владельцу придется заплатить 1300 грн. штрафа, а если откажется - в департаменте обещают подать в суд.

Если отойти от центрального проспекта на несколько кварталов вглубь, ситуация только усугубляется.

Возьмем 6-ой поселок, который относится к Соцгороду.  Этот архитектурный ансамбль - признанная во всем мире памятка. Дома, построенные здесь, представляют собой сочетание модернизма с величественным сталинским ампиром, и благодаря этому - ни на что непохожи.

Музей архитектуры под открытым небом безжалостно уродуется разношерстными балконами. Кажется, что запорожцы соревнуются, у кого получится получится более нелепый.

За долгие часы прогулок мы заметили, что больше всего от балконостроения и плохого вкуса страдает именно центр, который, казалось бы, нужно беречь в первую очередь. Жители спальников больше довольны тем, как выглядят их балконы. 

Урбанистка Наталья Лобач  солидарна с мнением о том, что балконы – это язвы на теле города, но, кажется, так случилось только в странах с постсоветским прошлым:

В странах, где работают законы по сохранению архитектурного наследия, ты соглашаешься жить в старом доме, где балконы должны быть такие, как в указано в плане. Не "розовые", не "чуть больше, чем положено и с зановесочками", не "обшитые пластиком". А ровно такими, какими их увидел архитектор. Иначе целостность восприятия дома разваливается.

Над ответом на вопрос откуда у украинцев такая страсть к балконостроению  урбанистка тоже поразмышляла:

Балконы - это социальная иллюстрация. Вот такое вот уродливое желание вырвать собственное пространство, нагородить его. И это же  несколько уродливая, но свобода, которую не могут себе позволить люди в странах, где все красиво.

У жителей СССР действительно не было вариантов для самовыражения: за тебя все решала власть. Именно поэтому после 90-х родилась эта страсть украшательства.

Ходьба по кругу

Если честно, я несколько раз порывалась бросить писать этот текст. Полтора месяца я пыталась выяснить у чиновников, кто отвечает за балконы в Запорожье, как наказывают за незаконные постройки и работает ли этот механизм вообще.

Свои поиски я начала с самого логичного варианта – Департамента архитектуры и градостроительства Запорожья.

Если коротко и не цитировать чиновников, то разрешения на балконы здесь не дают. Исключение, мол, только если речь идет о строительных работах. Меня послали в Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСК).

Более секретную организацию найти сложно. После вопроса откуда у меня их номер телефона, выяснилось, что это тоже не профиль работы инспекции:

 Занимаемся только строительными работами. Если не было перепланировки, не трогались несущие стены и конструкции, то это не строительные работы и мы не имеем права вмешиваться.

Мы снова уперлись в то, что чиновники могут узаканивать только строительные работы. В ГАСКе нам посоветовали обратиться в...Департамент архитектуры. И круг замкнулся.

А вот адвокатка и депутатка горсовета Екатерина Константинова пролила больше света на ситуацию:

Если балкон строится так, что ни его конфигурация, ни конфигурация самого дома, не меняется – это законные работы, которые проводить можно. Но любое расширения балконов и строительные работы должны узаканиваться по предварительному проекту.

Проект нужно согласовать, получить разрешительные документы и только потом строить. Этим занимается Государственная архитектурно-строительную инспекцию (ГАСК).

Но дело в том, что у  нас никто так не делает. Абсолютно никто не следует букве закона. Никто даже не пытается его обойти, найти лазейку. Все просто в наглую нарушают закон. И все. Это можно сравнить с переходом дороги на красный свет. Пешеход не юлит, не изворачивается, не хитрит, просто пересекает проезжую часть на запрещающий сигнал светофора.

Механизм борьбы есть, но он совершенно недееспособный, хотя в Мингрегионе постоянно меняют систему штрафов: повышают старые и вводят новые.

В Запорожье функционируют 4 органа, которые могли бы влиять на растущее количество незаконных пристроек к домам - Департамент архитектуры, местный и областной ГАСК и инспекция по благоустройству. Но влиять не получается.

Можно было бы остановиться на том, что чиновники просто бездействуют. Но это было бы полуправдой. Частично у них связаны руки, частично -  не хватает времени.

У чиновников банально не хватает времени и ресурсов. Даже если в инспекции по благоустройству работает 10 человек, то сколько из этого количества отвечают за балконы? - задает риторический вопрос Константинова.

Кроме того, нельзя исключать фактор бюрократии:

Выписывать штрафы и предписания могут все: и Департамент архитектуры, и инспекция по благоустройству, местный, и областной ГАСК. Но одних только предписаний недостаточно.

Допустим, департамент архитектуры накладывает на владельца штраф. Он игнорирует его и отказывается платить.

Чиновники идут в суд и тут начинается волокита. Рассмотрение в каждой из трех судебных инстанций займет пару-тройку месяцев. В итоге решение только по одному балкону затянется на полгода в самом оптимистичном случае.

Плюс сотрудникам департамента придется заполнить и подписать миллионы бумажек. Чтобы механизм действительно работал, сотрудников контролирующих органов должно быть куда больше.

Годы и годы

Во время нашего разговора Екатерина Константинова прикинула, сколько лет понадобится, чтобы побороть все незаконно построенные балконы:

У нас – 800 тысяч жителей и 4 тысячи домов. Пусть в них по 3 подъезда на 6 этажей по 3 квартиры. Мы понимаем, что это очень усредненные данные.

Итого 216 тыс. квартир. Пусть из этого числа в 30% сделаны балконы, причем незаконно. Получаем цифру в 65 тыс.

Умножаем ее на 15 человек, которые могут оказаться задействованы в процедуре ликвидации, потом на 2 рабочих дня (минимальный срок проверки объекта).

Получаем 1 млн 950 дней. В году – 252 рабочих дня. Делим общее количество дней на количество рабочих в 1 году и получаем – 3 тысячи 972 года. За такой срок мы сможем побороть балконы, если прямо с сегодняшнего дня начнём этим заниматься.

 

Красиво? Плати

Тот, кто был в Европе, наверняка не смог отказать себе в удовольствии наделать десятки фото идеальных улочек.

Европейцы дорого платят за эту красоту. Причем, буквально. Например, в Риме если с какой-нибудь площади или другого общественного места заметят на балконе сохнущую одежду, владелец заплатит 100 евро штрафа.

В Испании вам могут сделать замечание за развешенную одежду. А в Германии любые попытки облагородить балкон должны согласовываться чуть ли не со всем домом. Цветы в горшках можно, но если неопасно, а за барбекю вообще могут засудить.

В Швейцарии жилье в центре стоит дешевле, потому что на старых домах запрещено вешать кондиционеры. Хочешь прохладу в жару - живи на окраине в более новых районах.

Проблемы с незаконными постройками в таких масштабах, как у нас, нет не только в далеких, идеальных для многих странах, но даже у ближайшего соседа - у Польши.

В Польше киосков и балконов незаконных нет. Я когда спросила у местных об этом, на меня посмотрели как-то косо. Оказалось, что их там просто не ставят. Хотя бы потому, что это осуждается со стороны самих людей. Но даже если вдруг кто-то решит нарушить, реакция будет незамедлительной, тем более что механизм наказаний работает как часы – говорит Константинова.

Шеф, все пропало?

Вообще-то да, но это не значит, что ничего не нужно и нельзя сделать. Как мы уже говорили, в Запорожье есть органы, которые все-таки несут ответственность и за безопасность домов, и за внешний облик города.

Сообщать о незаконных балконах нужно и можно всем: и в ГАСКи, и в Департамент архитектуры. Можно пытаться подключить даже инспекцию по благоустройству.

В каждую из этих инстанций можно писать заявления, в свободной форме, в которых указать точный адрес и причину, по которой вы «заявляете» на балкон: небезопасный, мешает и создает дискомфорт, уродует внешний вид и целостность архитектурного элемента или комплекса.

Катерина Константинова советует в таких обращениях ссылаться на закон Украины «Про звернення громадян»:

Согласно закону, такие органы, получив обращение от граждан, рассматривают его. И если это оказывается не их профилем, то они в течении максимум 5 рабочих дней обязаны сами перенаправить обращение в нужную инстанцию. А заявителя  об этом уведомить. Насколько это поможет, мы сказать не можем,  потому  что единственный, реально действенный на сегодняшний день способ решить эту проблему – суды. Но нужно понимать, что они тянутся месяцами, если не годами, вовлекая в процесс десятки участников, требуют денежных и временных затрат, нервов.

Если подвести итог, за 1,5 месяца мы узнали лишь то, что реально работающего механизма побороться с напастью в виде балконов на сегодняшний день у нас нет.

Мы можем ругать систему бесконечно долго, но когда это принесет плоды, и случится ли вообще – неизвестно. Реальный шанс на спасение улиц нашего города может дать только «Код города», который, к счастью, уже начинает действовать. А вот менять свое отношение к вопросу благоустройства – можно и нужно.

Помнить, что фасады домов – это собственность не жильцов квартир, а всего города. Думать о том, что наш укромный уголок видят все, и его неумелый «апгрейд» может реально причинить кому-то вред на физическом уровне. 

Анастасия Потапенко, Алина Новгородцева, фото: Слава Чиженок

Другие статьи
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Місто
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
Фудкорт