Готовят на костре и живут без пенсии: почему я помогаю местным на Бали
15 июня 2020
Уроки доброти

Готовят на костре и живут без пенсии: почему я помогаю местным на Бали

С самых первых слов я бы хотела объясниться с вами. Этот текст меня просили написать давно, но я отнекивалась. Мне казалось, что описываемый мной опыт будет выглядеть как какое-то хвастовство или самопиар.

Мы все устаем от серии «добрых дел» как минимум перед каждыми выборами. И все-таки я решила написать о том, как мы занялись благотворительностью на Бали.

Эта история об эгоизме. О том, что именно вам может дать помощь другим и социальная нагрузка. О том, что везде есть те, кто в вас нуждаются, даже если по идеальным фото из Инстаграма все выглядит иначе. И неважно где вы при этом находитесь. А еще о том, что если просто начать, можно многого добиться.

Предисловие

Бали – это что-то сродни нашему Киеву. Сюда съезжаются работать жители десятков соседних и не совсем островов (а в Индонезии, на минуточку, больше 17 тыс. островов и более 250 млн. жителей). Остров давно стал успешным и очень продаваемым брендом. А другие острова нет.

Он несколько раз подряд становился самым посещаемым в мире островом. Бали любят австралийцы, европейцы, американцы. Список можно продолжать еще очень долго.

Ради интереса в один прекрасный день когда меня спрашивали «Откуда я?», я задавала встречный вопрос охранникам возле магазина, персоналу в отеле, у женщин, которые приходили убирать наш дом. На минутку, кажется, в их глазах загоралось что-то теплое: «Я с Явы, я с Флореса, с Сумбы, с Восточного Тимора». Некоторые названия мне приходилось даже «гуглить».

Часто приезжие соглашаются работать даже за небольшие деньги, потому что в их глухих деревнях нет даже этого. Например, за уборку одной виллы на Бали получают чуть больше 100 долларов в месяц.

Нет туристов – нет денег

Во всех красках эта истина, о которой, мы в общем-то, знали и до этого, проявилась с закрытием границ.

По официальным данным 80% населения на Бали связаны с туризмом. Прибавьте к этому многочисленных мигрантов с других островов. Последним даже хуже ,чем остальным, потому что за съемные комнаты приходится платить, а домой не вернуться. Работы всем не хватает, как и тех немногих белых, кто остались на острове.

Одним вечером

Все пляжи и достопримечательности закрылись. Даже круглосуточные магазины сократили режим работы до 21.00. В середине апреля мы с ребятами, которые арендуют с нами дом, решили действовать.

Раз уже приходится сидеть дома, нужно делать это с пользой. Наш сосед Петя сделал пост в русскоязычной группе с призывом начать помогать местным. Среди десятков фейсбук- советчиков как лучше мы нашли пару единомышленников: Вову с Олей из Беларуси, которые работали до кризиса свадебными фотографами, Сергея, который уже 10 лет живет на острове и обзавелся семьей с местной девушкой.

Про каждого можно было бы написать отдельную историю. Мы скинулись деньгами, Вова сказал, что видел трущобы недалеко от своего дома, и уже на следующий день мы отвезли для этой деревни пакеты с едой.

Петя – дизайнер, поэтому проблем с логотипом не было. Наше название « Dari Jiwa» переводится с индонезийского «От души».

О первой поездке

Первую локацию предложил Вова: он с женой часто проезжал мимо трущоб, в которых, как оказалось, живут приезжие. Улица с лачугами находится недалеко от главной дороги.

Полноценными домами это назвать сложно: скорее самовольно построенные небольшие хижины впритык друг к другу с крышей из шифера. Внутри обычно матрас на полу, телевизор, нехитрые пожитки, а кухня общая.

Каждый пытается облагородить свое жилище по-своему: кто-то выставляет горшки с цветами, кто-то вешает клетки с птицами. Местные встретили нас радушно, просили сфотографироваться, вели прямые эфиры со смартфонами.

В основном все – трудовые мигранты с острова Флорес, которые приехали на заработки. Кто-то возил туристов однодневные экскурсии, кто-то работал в отелях. Несколько месяцев без работы для этих людей настоящая пытка. Если одни живут в построенных своими силами хижинах, другие за жилье вынуждены платить.

Мы собрали более 10 тыс. долларов.

В основном нам донатят русскоязычные. Те, кто живет на Бали, или был тут и любит остров. Учитывая, что один набор стоит около 10 долларов, мы смогли отвезти продукты для более чем 1000 семей меньше чем за пару месяцев существования нашей инициативы.

Кроме нас на острове работают крупные англоязычные организации. Например, одна из них собрала более 44 тыс. долларов. Так что наши объемы еще очень скромные. Но если честно, когда мы начинали, не рассчитывали даже на это.

Пару раз нам жертвовали примерно по 14 тыс. гривен. Когда получаешь такие пожертвования, ощущение, будто скоро наступят новогодние праздники. Непередаваемо.

Пожертвования закончились буквально пару дней назад, но снова возобновились благодаря тому, что о нас узнают новые люди и помогают информационно размещениями в телеграм-каналах и других соцсетях.

Кому мы помогаем?

Мы решили, что будем помогать семьям, которые лишились средств к существованию из-за того, что остров закрыли для туристов. Это вдовы с детьми, многодетные семьи, старики. Последним мы бы хотели помогать и после карантина.

Но мы не ограничили себя местными, сразу решили, что будем помогать и своим, если не могут улететь с острова и голодают. Наши, правда, оказались гордыми. За пару месяцев работы мы помогли всего одному парню, пообещали, что никому не расскажем.

Без пенсии

Пенсию в Индонезии получают всего несколько категорий: военные и госслужащие, остальным приходится рассчитывать разве что на семью. Если честно, это моя отдельная боль. Вот ты несешься по хорошей дороге в сторону красивейшего пляжа, как и сотни других каждый день, мимо дорогих вилл. А потом сворачиваешь на проселочную дорогу, проезжаешь пастбища с коровами и оказываешься среди трущоб.

Часто старики живут в лачугах, спят на полу и готовят еду на дровах, потому что у них нет денег на баллон с газом или рисоварку. При этом многие среди них живут по 100 лет. Не спрашивайте в чем секрет, может, в солнце или простом питании.

Почти все высохшие старушки встречают нас с голой грудью, неловко отворачиваешься. Кто-то лишился детей, до некоторых стариков семье особо нет дела, самим бы прокормиться, так они и доживают на заднем дворе в небольшом домике.

Балийцы часто живут на одной территории семьями по соседству с близкими родственниками и не очень. В один из дней мы приехали в один из таких дворов. Молодой мужчина провел нас на задний двор, где в постройке на лежаке вместе со своей женой отдыхал старик. Почти все место в комнате заняла импровизированная кровать. Я успела заметить только небольшой вентилятор. Естественно ни о каких других удобствах речи не шло. Создалось впечатление, что старики просто целыми днями смотрят в стену с небольшим окном ближе к потолку.

Мужчина с какой-то особой гордостью рассказал, что дедушке исполнилось больше ста лет. Сколько конкретно думаю никто уже и не помнит.

Невольно в поездках появляются свои любимцы. У меня это одинокая старушка, живущая от нашего дома в нескольких минутах езды. Когда мы приехали ее проведать перед тем, как привезти еды, долго держала каждого за руки и вглядывалась в глаза. Совсем невысокая, сухая и сгорбленная под тяжестью прожитого.

Когда мы привезли набор продуктов, я не сдержалась и вручила ей свою рубашку с длинным рукавом, чтобы хорошо защищала от солнца. Всякий раз когда проезжаем по улице, где стоит ее дом, даю обещание заехать с новым набором продуктов.

Бывают и казусные истории. В глухой деревне на севере нашего волонтера Женю один из стариков даже лизнул. По поверьям местных белый человек кислый. Видимо, решил проверить. Кислый ли Женя мы, правда, так и не узнали.

На голом энтузиазме

У нас не было абсолютно никакого опыта участия в подобных проектах или большого количества ресурсов, поэтому приходилось набивать шишки. Сначала мы тратили на закупку продуктов, сортировку и развоз по разным точкам порядка 5-6 часов. 

Каде – жена Сергея местная, оба знают бахасу (индонезийский), что нам очень помогает. Ребята ездят разведывают локацию, только потом мы организовываем доставку еды. Спустя два месяца нас уже куда больше: мы даже создали несколько филиалов в соседних районах, потому что по два часа на одну точку особо не поездишь.

Бывает, что нам помогают местные, которым мы уже отвозили еду: например, возят нас на машине по точкам.

Рис должен быть высшего качества

Благодаря Каде мы узнали, что рис для балийцев все равно, что для нас хлеб. Нельзя покупать какой угодно – только высшей категории. Балийцы едят его чуть ли не три раза в день. Стандартный набор мы несколько раз меняли, чтобы сделать максимально полезным. Одного, по нашим подсчетам, хватает семье на неделю.

В нем 5 кг. риса, яйца, лапша быстрого приготовления, пальмовое масло, мыло, кофе. Часто мы берем детям какие-то простые игрушки вроде мыльных пузырей или мячей, потому что родителям, занятым выживанием, сейчас точно не до этого.

Лучше бы своим помогали

Кто-то поддерживает нашу деятельность и благодарит, кто-то наоборот советует кому нам нужно помочь.

Каких только комментариев не было: о том, что балийцы сами могут пойти нарвать бананов или наловить рыбы или о том, кому лучше помогать. Что лучше покупать вместо пакетов больше еды, а детям не брать игрушки.

Еще нас часто критикуют за фото и видео, благодаря которым в соцсетях о нас и узнали большинство наших волонтеров и спонсоров. Когда мы начинали наш проект, отчасти хотели наладить отношение с местными, потому что в соцсетях то и дело появлялись посты о белых, которые в нарушении карантина лезут через забор на пляж. Нам хотелось доказать, что белые умеют не только нарушать правила.

За несколько месяцев до того, как появилась идея заняться благотворительностью, в одной из глухих деревень на другой части острова нам кричали вслед «Корона», местные закрывали лицо футболками, когда мы проезжали мимо. Но во время наших поездок я ни разу не заметила враждебности.

Что мне дает благотворительность

Наш сооснователь Сергей в своем интервью как-то сказал, что благотворительность для него это лучшая психотерапия, благодаря которой он за пару месяцев, которые существует “Dari Jiwa», не словил себя ни на одной плохой мысли. Просто некогда. Сложно не верить человеку, который работал психотерапевтом. А еще благодаря благотворительности мы встретили друг друга и стали не только командой, но еще и приятелями.

Просто начните помогать тем, кто вас окружает, неважно где вы сейчас. Отдавая даже немного, вы получаете в сто крат больше. Проверено.

Помогайте кому считаете нужным: детям, пожилым людям или животным и этот мир действительно станет чуточку лучше, как бы пафосно это не звучало.

Алина Новгородцева

Другие статьи
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Ветеран війни відкриває у Запоріжжі капсульний готель
Місто
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
В центрі Запоріжжя відкрилась кондитерська з повітряними десертами
Фудкорт