Я рисую граффити: чем пугает уличных художников полиция и зачем Запорожью стрит-арт
В Запорожье на стенах домов, на заборах, на заброшенных зданиях все чаще появляются красочные граффити, которые наполняют цветами серый город. Стрит-артисты стараются быть незаметными, чтобы не быть наказанными.
«Занозе» удалось пообщаться с одним из местных райтеров. Нашему собеседнику 22 года и он рисует с подросткового возраста.
Наш собеседник скромничает, что не хочет выделять свои работы отдельно и просит не раскрывать личность, чтобы не навлечь на себя неприятности. Поэтому мы собрали самые яркие на наш вкус работы художников.
"Заноза" поговорила о грани между вандализмом и искусством, проблемах с полицией и о том, как запорожцы реагируют на граффити:
Для меня граффити – это хобби, которым мне нравится заниматься. Оно дарит мне эмоции, драйв и новых друзей . Стрит-арт объединяет. Мне нравится рисовать. Я не рисую на определенные темы, нет единого посыла, который я хочу донести.
Граффити – это мой выплеск искусства в этот мир. Кто-то скажет, что это вандализм, кто-то – что это красиво. В каждую работу я вкладываю себя. Своим хобби я стараюсь не приносить никому дискомфорт. У меня есть своя команда. Изначально было 3 человека. Мы с товарищами регулярно вместе рисовали и решили объединиться под одним названием. Нас связывает, как минимум, граффити, а еще мы неплохие друзья.
Сейчас ряды нашего crew пополняются. Чтобы попасть в команду должно быть желание рисовать. Нужно чем-то пожертвовать, например, краской. Нужно пойти и нарисовать граффити за нашу компанию. Изначально, на меня повлиял товарищ, мой друг. Он рисовал и в свое время был знаменит в кругах стрит-артистов Запорожья.
Из известных художников повлияла украинская команда ISCK. Парни, которые рисовали, были родом из Запорожья. Я думаю, они оставили свой след в голове у многих уличных художников. Ребята делали очень красивые интро. Их слоган был «Не Montana спонсирует нас, мы спонсируем Montana».
Это пафосно, видео были красочные, разноцветные, рисовали на поездах. Там было полноценное андерграунд-движение. Они определяли наши действия, а кто еще? Раньше не было ничего, никакой литературы. Сколько уходит времени на работу и как выбрать место для граффити Мне больше нравится аэрозольная краска, то есть баллончики, потому, что они практичней. Фирма краски – не имеет значения. Можно рисовать, как аналоговой краской, дешевой, можно рисовать дорогой краской, например, как Montana. Нельзя привязываться к бренду потому, что так ты становишься потребителем. Это моя личная позиция.
На один рисунок я трачу в среднем от 150 до 500 гривен. Цена зависит от инструментов, с помощью которых будешь рисовать. Также количество потраченных денег прямо пропорционально со сложностью работы. При выборе спота (места для рисунка - ред.) опираюсь на сложность работы. Оцениваю, как долго буду рисовать. Также важно заранее определить легальное место будет или нет. Легальное место – это когда ты никому не мешаешь и за рисунок тебе не скажут, что ты вандал и за это не грозит штраф.
По времени нарисовать граффити можно от 15 минут до 3 часов. Все зависит от сложности работы и навыков художника. Я могу рисовать и три часа, и шесть часов, если рисунок высокого уровня сложности. То, что граффити портят или закрашивают – это неизбежно. Как только перестаешь рисовать на какое-то время, огромная вероятность, что твоих работ не будет через полгода, а то и через 3 месяца.
Тогда граффити останутся только на фотографиях в телефоне. Нужно быть постоянно в движении. Проблемы с полицией из-за рисунков на стенах Запорожья
Я никогда не нес наказание за граффити, но полицейские неоднократно проводили со мной беседы. В подростковом возрасте из отделения забирали родители, потом дома были проблемы. В полиции, как раньше, так и сейчас, с этим все строго. Запугивают, что если снова увидят теги или новые рисунки, то приедут домой, так как данные уже есть.
Штрафы никакие не платил, но было неофициальное административное предупреждение в устной форме. В чем феномен граффити на поездах Граффити на стенах, на поездах, на холсте дарит определенные эмоции. Это все важно, нельзя выделить что-то одно.
Я бы и на поездах рисовал, и на легальных местах по 3 часа сидел бы, выкрашивал. И наоборот, в экстремальных местах, например, на проспекте стенку бы «убил». Если это не дарит тебе эмоции – это бесполезно. Нужно представить этот драйв, когда ты рисуешь на поезде. Слева и справа от тебя твои товарищи, которые тоже рисуют.
В любой момент могут прийти ребята, которым это не понравится. Во время рисования у тебя ограниченное время и еще есть шанс, что твой рисунок увидит вся Украина. Рисунок на стене – это один из видов протеста Зачастую, наши враги – это полиция, социально-активные граждане, которым не нравится граффити. Есть много работ с социальным протестом.
Недавно умер Максим Марцинкевич и в России появилось много граффити с его лицом, это разве не борьба и реакция данной субкультуры? На стене ты отображаешь то, что тебя беспокоит. Если ты считаешь, что это социально значимо и можешь вложить деньги, то рисуй. Возможно, это отложится у кого-то в голове и будет не просто картинкой. Когда граффити заставляет задуматься, то это хорошо, это нужно делать. Где граница между искусством и вандализмом Нужно различать тэгинг, граффити и вандализм.
Вандализмом может заниматься кто-угодно. Это не только испортить что-то, но и разрушить. Есть разные его проявления. Я не считаю, что, если я что-то нарисую на старом трансформаторе – это вандализм. А человек, который красит это здание назовет меня вандалом. По поводу этого, границы только в головах людей. Я считаю, что, если обрисовывать муралы и памятники или другие произведения искусства – это плохо. Церкви и храмы – я не обрисовываю. Полуразрушенные дома – для меня не произведение искусства. Мне кажется, что новые сооружения разрисовывать не нужно. Это портит общую картину.
Одно дело, если здание старое, разрушенное, а ты добавил цветов и красок. А если здание с новым ремонтом, то зачем? Если я нарисую на аварийной будке красивое, яркое граффити из цифр или букв, или просто рисунок, я думаю, я не сделаю хуже. Если моя работа кому-то не понравится, то её всегда можно закрасить.
Зарабатывать на стрит-арте реально. Ребята, которые были для меня примером, переехали в США и зарабатывают неплохие деньги. Они принимают заказы на роспись фасадов домов или кафе. Граффити-искусство может стать профессией на всю жизнь. Мне интересно развиваться и повышать свой уровень. У меня есть в голове проекты.
Чтобы тебя заметили, нужно вложить немало денег, а также создать свое портфолио. Тяжело назвать граффити постоянным заработком, по крайней мере, в Украине. Стрит-арт можно рассматривать, как дополнительный доход. В моем окружении нет таких людей, которые полностью обеспечивают себе жизнь на уличном искусстве.
Сам я на граффити пока не зарабатываю, но рассматриваю этот вариант. За один рисунок можно получить пару тысяч гривен: все зависит от твоих способностей. Чем выше качество работы и больше опыт, тем соответственно выше ценник.
Среди моих товарищей нет тех, кто ежедневно рисует за деньги.
Не знаю, насколько сильно граффити востребовано среди граждан, но конкуренции в Запорожье действительно мало. В Одессе, например, в 3-5 раз выше.
У нас много стен – мало художников, хотя раньше было гораздо больше. Возможно, это связано с модой, хайпом.
Запорожью нужен стрит-арт потому, что это красиво, современно. У нас куча панельных зданий с уродливыми швами. Я бы их все разукрасил в разные цвета. Можно придать индивидуальности каждому дому, только покрасив фасад в какой-то цвет. В Запорожье есть такие дома, где полностью закатали фасад и это выглядит шикарно. Там ни рисовать не хочется, ничего. А здания со швами, с некрасивыми балконами – их хочется разрисовать, приукрасить.
Люди относятся по-разному. Есть те, кто подходят, интересуются, спрашивают, что рисуем. Многие приходят с детьми с нами пообщаться. На рисунки реагируют позитивно. Запорожцы любят фотографироваться на фоне граффити, делать яркие, живые фото в Instagram.
Люди к тебе относятся хорошо, если ты никому не мешаешь. Если приносишь дискомфорт, то хороших слов вряд ли услышишь. Когда подходят с негативной реакцией, первое, что говорят – это про наркотики. Затем уже начинается разговор, почему мы рисуем именно в этом месте. Если человек хочет конфликта, он найдет повод.
Мои близкие относятся к граффити, как к моему хобби. Сначала, в подростковом возрасте меньше понимали, так как были и проблемы с полицией из-за этого. Сейчас я уже взрослый человек и семья принимает стрит-арт, как один из видов искусства.
София Назаренко, фото автора