23 сен, 09:00
События

Солдат в зоне АТО: местные жители спрашивают, когда будем их убивать

udt940HO7UkЖурналист "Занозы" провела с запорожскими волонтерами один день, чтобы на своей шкуре прочувствовать, какового это рисковать своей жизнью, чтобы доставить солдатам жизненно необходимые вещи.

Признаюсь, когда утром один из волонтеров Костя (имя изменено) предложил мне поехать в зону АТО, чтобы отвезти груз, я несколько часов раздумывала над перспективой оказаться вместо мирного Запорожья в  неспокойном Донбассе. Несмотря на объявленнное перемирие, перестрелки в зоне АТО продолжаются.

Но страх пересилило любопытство и я, собравшись буквально за несколько минут, прыгнула в машину с гуманитарным грузом.

По понятным причинам  не могу назвать город и военную часть, которой мы везли коробки  с медикаментами, детскими рисунками и прочими необходимыми вещами.

Для наших волонтеров такие вылазки не редкость. Так, Костя мотается к своим ребятам по несколько раз в неделю. Деньги собирает через соцсеть у простых запорожцев.

По дороге признается, что его поездки давно переросли в дружеские. Под шефство он вместе с еще несколькими волонтерами взял часть военной бригады. 

До последнего волонтеры советуются брать ли меня с собой прямиков в зону АТО. На границе Запорожской области все чаще встречается военная техника.

Костя всем приветственно машет:

-  Им очень важна поддержка, даже в такой мелочи. Обидно, конечно, если за весь наш путь, это сделает только наша машина.

Солдаты радостно машут в ответ. Правда, забегу наперед: в городке Донецкой области, куда мы везли помощь, солдаты  приветствуют нас в ответ скорее с удивлением.

Уже в Розовке меня спрашивают, еду ли я в зону АТО. Предлагают оставить на блокпосту переждать. Кажется, волонтеры волнуются даже больше моего. Принимаю решение ехать с ними до конечного пункта назначения. Что я зря решалась?

Костя шутит:

- Будешь первой запорожской журналисткой, побывавшей в зоне АТО.

- Почему первой? - Отвечаю, - были же уже из других СМИ.

- Но ведь это парни, а от тебя явно никто не ожидает - отшучивается Костя.

Уже когда проезжаем отметку с надписью "Донецкая область" спрашивает меня о чем думаю.

- Почему снял желто-синий браслет?

- Опасно. - Серьезным тоном отвечает мой спутник и все чаще настороженно вглядывается по сторонам.

Блокпосты становятся все серьезнее. Мы без особых проблем проезжаем мимо благодаря сопроводительному письму на гуманитарную помощь, заверенному печатью Минобороны.


Несмотря на мирный пейзаж, в зарослях можно увидеть замаскированную военную технику. Машин на трассе немного, но встречаются.

Кстати, это тоже показатель безопасности: раз гражданские едут, значит перестрелки временно затихли.

Сначала такая предосторожность кажется чрезмерной. Однако спутник Кости быстро развеивает мою  беспечность своим рассказом о том, что за его голову сепаратисты предложили награду в 50 000 долларов. Просто за то, что помогает нашим военным.

У нас в планах два пункта назначения, о которых  знать не должны даже местные жители. Поэтому возле первой воинской части  Костя выбрасывает ящики молниеносно.

Во втором месте о нас уже знают и встречают с распростерыми объятиями. Военные живут в заброшенном строении.  Правда, признаются, что бывало и хуже. Говорят, что, несмотря на перемирие, выстрелы периодически доносятся.

На первый вопрос перевоспитываются ли местные жители, грустно  отнекиваются:

- Да не особо. Спрашивают, когда мы их начнем убивать.

Но при  этом боевой дух у военных не падает. С блестящими глазами рассматривают поделки от маленьких запорожцев, многие тут же цепляют сине-желтые фенечки кто на руку, кто на грудь.

1dTaMhxCUV0

В небольшой комнате тепло- греет буржуйка, стоит небольшая палатка.

"Хата в хате" - шутят солдаты, проводя небольшую экскурсию.

Правда, зимы тут ждут с опасением: не хватает лекарств от простуды и теплых вещей.

Из развлечений - небольшой телевизор. Солдаты   рассказывают, что украинских каналов всего два, остальные все российские.

Засиживаемся недолго - мои спутники судорожно записывают все необходимое в блокнот, чтобы вернуться уже чрез несколько дней.

По дороге нам показывают подвал для пленных. Правда, он оказывается пустым. Перемирие как никак. Солдаты говорят, что в ДНР сейчас больше  воюют друг с другом.

На прощание военные по-дружески обнимают волонтеров, я же скромно стою в стороне.  Но достается и мне. Сначала один из парней жмет мне руку, второй неловко обнимает. Благодарят.

Многие магазинчики в городе закрыты, местных не так много: то ли будний день, то ли опасаются разгуливать.

Одн из заправок забаррикадировалась мешками для пущей уверенности.

4ZsAKLbxSfg

На столбах нарисовано очень много украинской символики. В некоторых местах замазана словом "хунта" и фашисткой символикой.

Домой мчимся на всех парах.  На блокпосту в Розовке молодой военный в балаклаве озабоченно переспрашивает: " Далеко они от нас?" , кивая в сторону Донецкой области.


Успокаиваем, что пока тихо.

 Возвращаемся только  к вечеру. Одна такая вылазка занимает весь день.

Я отчитываюсь родным по телефону: Мол, уже в Запорожской области, вероятность была небольшой, но повезло, что не стреляли.

Костя тут же цепляется за слово:  "Везунчик, так я тебя в телефоне и переименую. Поверь, звук летящего "Урагана" сложно забыть. Лучше один раз услышать, хотя нет, лучше никогда не слышать..."