24 сен, 07:20
События

Боевики расстроились, что мы не попали на парад пленных - боец, проживший три недели в ДНРовской тюрьме

[caption id="attachment_28629" align="alignleft" width="225"]vBzFKXVRUps В целях безопасности Александр попросил не показывать свое лицо и не называть фамилию[/caption]

Запорожский военнослужащий Александр З. вернулся из плена на прошлой неделе.

Боец пробыл в плену ровно три недели. Находился в  изоляторе временного содержания города Снежного ( Донецкая область).

Говорит, все было не зря. Его части удалось предотвратить поставку оружия боевикам, и таким образом, вероятно, спасти десятки жизней.

Журналистам "Занозы" Александр откровенно рассказал о том, как их в камере чуть не подорвали гранатой, как лечили за решеткой раненых товарищей и почему не считает себя героем.

А после всего задумчиво вздохнул и добавил:  Зато теперь в мирной жизни больше не хочется играть в "стрелялки"...

Но обо всем по порядку.

- Александр, сколько Вы находились в зоне АТО и как попали?

- Пошел по мобилизации, забрали нас в средине апреля, но  до конца июля держали в воинской части. Тренироваться мы выезжали всего несколько раз. Мы уже просили отправить нас в АТО, потому что бездействие убивало.

- Где Вы служили?

- Наша часть относится к внутренним войскам, мы несли службу на одном из блокпостов в 20 километрах от Авдеевки.

[caption id="attachment_28642" align="aligncenter" width="600"]0000160742-b303f1f8-f774dc34-4-1 Тот самый парад в Донецке[/caption]

- Как вы попали в плен?

- Так совпало, что мы угодили в плен символично на День независимости, 24 августа вечером. Мы (пять-шесть десятков человек) ехали на новое место дислокации, когда очутились в засаде ДНРовцев. Пытались отбиваться, но техника у нас была разбита, а против танка и нескольких БТРов особо не попрешь. Боевики очень сокрушались, что мы попали только 25 августа утром и не смогли поучаствовать в донецком параде наших пленных.

 - Технику потеряли в бою?

- Да, что тоже очень символично, накануне, 23 августа в День украинского флага к нам на блокпост забрели сепаратисты. Как выяснилось, они попросту заблудились и выехали прямиком к нам. С ними было оружие и какая-то гуманитарная помощь. В общем дали мы им нюхнуть перцу.

Читайте также: Солдаты, вернувшись из плена, опасаются снова ехать в зону АТО

- Обошлось без потерь?

- В том бою пропали двое товарищей. Их не было с нами в плену, но и домой они не вернулись.

- Где Вас держали в плену и сколько примерно солдат попали в руки к врагу?

- Человек 50 не меньше. Нас держали в следственном изоляторе в Снежном.  Как оказалось, в камере 5 на 6 метров с  пятью койками могут поместиться 30 человек. Кто на койках, кто под койками...на полу.

- Как обращались с нашими солдатами ДНРовцы? Не пытали?

- За три недели, проведенные в плену, чего мы только не наслушались. Некоторые пытались засунуть в камеру боевые гранаты. К счастью, обошлось. Другие переманивали на свою сторону. Мол, в Украине все плохо, переезжайте к нам с семьями, квартир свободных много. Сначала будете без оружия, а потом дослужитесь до звания повыше. Но кто же при здравом уме повезет в зону боевых действий своих близких?

1399031069-5347

- Кто-нибудь согласился?

- При мне из парней никто. Было много идейных, были и те, кого призвали, третьи плевались, что служить не пойдут, но пошли.

- Кроме наших запорожских были ли солдаты из других городов?

- Да, конечно: из Херсона, Днепропетровска, Волыни.

- Говорят, что были среди вас и раненые. Как обращались с ними, ведь такие травмы требуют тщательного ухода.

- Да, были несколько солдат, в том числе ранения средней тяжести получил наш повар. Нам повезло, что рядом был полевой хирург из ВСУ и доктор еще один из ВВшников, так что они занимались перевязками. ДНРовцы только приносили медикаменты.

-Но все равно раненым нужны были условия. Если взять серьезную больницу и камеру в изоляторе - это две большие разницы. Изолятор - помещение с голыми стенами 5 на 6.

 К слову, бойцов с ранениями до сих пор отпустили не всех. Это неудивительно, так как логики в выборе солдат ,которых отпустят на свободу, не замечал. По идее, отпускают от младшего звания к старшему.

- Кормили плохо?

- Нормально. Кашей вперемешку с картошкой без соли. Иногда два раза, бывало и раз. Воду  набирали в ведро, а потом пили. -Вы все время сидели в камере или Вас выпускали на прогулку? - Почти каждый день нас водили мести улицы и разбирать обломки домов.  Это было сделано скорее с показательной целью для местных: смотрите, у нас есть пленные. image90793 - Убежать никто не пытался? - Если честно, убежать было несложно, нас охраняли примерно 5 сепаратистов. Все с не одной судимостью и практически без подготовки. Но каждый понимал, что дальше секреты и вражеские блокпосты, далеко не убежишь. - Как местные относились к украинским солдатам? Помочь пытались или наоборот? - Если честно, по-разному, некоторые гражданские подходили оскорбляли, но большинство приносили сигареты и воду. Жалко мне шоколадных конфет не досталось ( смеется), очень по ним скучал. Я даже договорился с товарищем, что буду брать для него сигареты, а он мне полкило конфет шоколадных. Вот он вернется с плена и мы обязательно с ним сядем вдвоем и все съедим. Не есть же мне все в одно лицо. А как-то был интересный случай: мой сослуживец мел улицу, когда с верхнего этажа упала бумажка. Он сначала подумал  о том, что ему ссорят специально под ноги, а когда поднял голову, ему рукой показали на сверток. Внутри оказались какие-то печенюшки и письмо. Дословно не помню, но смысл был такой: "Путин с ДНР нервно курят. Слава Украине! Вы, ребята, победите, держитесь, мы с вами!" - А вообще много осталось населения? - Единицы.  Остались те, кто не смог уехать к родственникам в ту же Россию или куда-нибудь еще. Они очень напуганы, хоть ДНРовцы и отрицают факты мародерства.

- Возвращаясь к теме плена. Вас держали наши украинцы или были российские военные?

- Разные были: и наши, и военные из российской армии, и чечены. Последние не отрицают, что воюют за деньги.  По моей информации платят им около 10 000 долларов в месяц.

- А как Вы определили российских военных?

- По форме, говору. Военного человека с подготовкой очень просто отличить от местных ДНРовцев. - О чем больше всего мечтали по возвращению домой? После встречи с родными и женой, конечно. - О банке йогурта. Думал приеду - напьюсь. Мы с парнями это даже обсуждали. Но не тянет. Все не привыкну, что я дома. Вчера полчаса ходил между рядами супермаркета и не мог поверить, что просто могу купить вот так продукты. Отвык. -  Расскажите о дне, когда Вас освободили. -  С цифрами у меня плохо, по-моему, это было 15 сентября. Утром зашли огромные дяди с оружием и женщина в гражданском. Прочитали список фамилий, в который вошли 76 человек, и сказали, что они свободны. Я очень обрадовался за товарищей. А после обеда вывели и меня. Посадили в автобус, довезли до ближайшего блокпоста и передали волонтерам. ДНРовцы ехали впереди. Поэтому нас никто не останавливал. Уже на украинском посту нас встретили ребята из запорожской Самообороны. Активисты довезли доставили меня домой. Думал, меня будут встречать журналисты и товарищи. Но ничего такого не было. -  Кто-нибудь из Ваших товарищей остался в плену? - Да, в Снежном еще около 120 человек и еще столько же держат в здании СБУ Донецка. И это только два места, о которых мне известно.

- За Вас что-нибудь требовали? Крупную сумму денег?

- Нет, у меня такой информации нет. Да и нескольких тысяч долларов тоже. Знаю, что в  переговорах участвовали волонтеры, один из нардепов, самообороновцы.  Жена писала заявление в СБУ, оттуда позвонили через несколько дней  и спросили: "Ну, что Ваш муж уже вернулся или там еще?" - Жена Вас как-то помогала вызволять? - Не лично меня, всех ребят. Она и сейчас продолжает этим заниматься, после моего пленения стала активно помогать волонтерам чем может.

- Если так выйдет, что нужно будет вернуться, пойдете?

- Партия сказала, значит, надо. Только вот командования у нас не хватает, которое действительно болело бы за происходящее всей душой. Очень мало тех, кто не пытается извлечь из войны выгоду. Я бы пошел куда-нибудь в добровольческий батальон, где действительно собрались идейные люди. -Что посоветуете семьям, у которых бойцы оказались в плену? - Не поднимать шумиху, не ходить с флагами по центру города и не устраивать митинги, обращаться, куда только можно: к депутатам, волонтерам, в то же СБУ. Напоследок Александр озадачивает нас просьбой: не пишите про меня, что я герой. Придумайте что-нибудь, вы же журналисты. Напишите лучше, что государство ничем армии не помогает, все держится на волонтерах. А в то, что Украина победит, боец и вовсе не сомневается и говорит о том, что  больше всего боевой дух там, в зоне АТО, военным поднимали письма от населения, в котором дети и взрослые  желали победы и просили вернуться живыми. - Как то мой товарищ читал такие послание  и не выдержал, сказал: дочитывайте сами, а я пойду березу пообнимаю. Поддержка от населения очень важна, Вы даже не представляете насколько... - вспоминает Александр.