Запорожский боец из "Донбасса": "Семенченко ходил в маске только при журналистах"
Запорожские парни из батальона "Донбасс" Павел и Николай стали собеседниками корреспондента "Занозы" совершенно случайно.
Ребята давали советы другим солдатам в соцсетях.
На что мы им предложили посоветовать что-то и нашим читателям.
Донбассовцы согласились почти сразу.
Но поставили единственное условие: говорим обо всем, но совершенно анонимно.
С Павлом и Николаем встретились в одном из городских кафе.
Паша оказался более разговорчивым, Коля - молчаливым и вдумчивым, лишь изредка парень вставлял свои комментарии.
Первый боец в мирной жизни работал логистом, экспедитором, второй - менеджером.
Их разделял род занятости, возрастной барьер (первому - 28, второму - 23) и место проживания (один из Запорожья, другой из Бердянска). Тем не менее на поле боя ребята стали лучшими друзьями.
Наше интервью получилось таким оживленным и интересным, что даже официантка несколько раз умышленно прохаживалась мимо нашего столика, чтобы ничего не пропустить...
Разговор как всегда начался с банальных вопросов, а закончился почти военными тайнами...
- Павел, Почему решили идти в зону АТО?
- Очень переживал, когда россияне вторглись на нашу землю. 3 марта прибежал в военкомат. Там ответили: Вы никогда не служили, поэтому нам не подходите. Повторно явился туда 15 марта во время очередного обострения ситуации в стране. Ответили аналогично. Потом пытался попасть добровольческий батальон «Сич». Но там не прошел медкомиссию. 29 мая выехали из Запорожья, прошли медкомиссию…и попали в батальон. Когда русские начали вторжение, начал переживать. Пришел 3 марта в военкомат, сказали вы не служили, вы нам не подходите, ждите, вам позвоним, пришел 15, когда было обострение в стране. Ответили тоже самое. Так как я плохо вижу на один глаз. А затем мне в руки попал номер координатора «Донбасса». - Помните свой самый первый бой? -Да, он, наверное, самый тяжелый оказался. Было непонятно ,как будет все происходить. На полигоне видел, как пули стреляют, но никогда не задумывался над тем, что они могут полететь в мою сторону. К тому же в этом бою «Донбасс» сразу же понес потери. Тогда погибли двое наших. Дело было в Попасном, в Луганской области. - Пленных брали? - Да, потом отдавали в штаб ,а там уже решалась их судьба. Как-то снайпера ДНРовского поймали. Он рассказывал: мне по телевизору сказали, надо идти воевать, вот и пошел. На дурочка косил. Сначала заверял, что убивает людей бесплатно. Потом признался, что сверху пообещали 4 тысячи гривен, правда, так ничего и не дали. Снайпер местный был, из Лисичанска. Его сосед сдал, за то, что угрожал оружием. Крепкий мужчина заломал ДНРовцу руки и привел к нам в штаб. Заявил, ребята я за Украину, мне ничего взамен не нужно. Но мы с ним потом генератором делились, так как сосед этот жил недалеко от украинского блокпоста. А за несколько дней до этого на моих глазах снайпер пристрелили двоих ребят из 24 бригады. Сначала бойца, а потом медика, который спешил оказать помощь пострадавшему. Врач, естественно, был без оружия.- Если в «Донбассе» на данный момент пропавшие без вести?
- Да, около 40 человек.- Коля, как вы относитесь к тому, что Семен Семенченко идет на выборы?
- Мы сразу об этом знали. К нему другие вопросы. Семен хороший менеджер, но плохой командир.
Что интересно, в маске он ходил только тогда, когда приезжали журналисты. Идешь по части – видишь Семена в балаклаве и инстинктивно сразу пытаешься найти «акул пера».
При этом он очень хороший менеджер. Нам выдавали всю экипировку, броники. Сейчас снабжают термобельем.
- Многие считают, что Семен много пиарится...
- Есть такое. Мы даже шутим, что "Донбасс" не отправляют на ротацию, потому что Семену нечего будет в Твиттере писать. Бывало, сидим где-то в чистом поле. И тут у всех одновременно телефоны начинают звонить. Жены. Оказалось, Семенченко написал в соцсетях, что сейчас идет оживленный бой.
- Его ранение миф или реальность?
- Это правда. Семен стоял на мосту с картой и изучал обстановку. И в него случайно угодил ДНРовский стрелок из миномета. По всей видимости, тот целился куда-то в другое место.
Коля, стоял перед вами когда-то вопрос: стрелять в человека или нет?
- У меня не было перед глазами человека, только были вспышки.- Неужели не было боев на близком расстоянии ?
- В Лисичанске были. Там боевики прятались в школе. Но чтоб бой проходил с глазу га глаз - такое редкость- Какие у вас функции в бою?
Паша: я - санитар-стрелок. Знаю, где находится аптечка и оказываю первую неотложную помощь.
Коля: я - стрелок. Мы все поделены на пятерки. В каждую входит командир, пулеметчик, два стрелка и санитар.
- Может, не нужно об этом писать, чтобы не выдать врагу военную тайну? - Это стандартная военная тактика: две пятерки по бокам, за ними едет танк и две пятерки сзади - когда наступают.- Как к вам относились местные жители?
- Ну в Лисичанске не было ни воды, ни света. Люди сидели в подвалах постоянно. Когда мы зашли, нашли одно убежище, где сидели 400 человек. Среди них была женщина с трехмесячным ребенком. Попросила у нас воды. Они пять дней без нее сидели. И вот дали этой маме воду, а она начала руки нам целовать. Многие местные жители относятся к батальону нейтрально. Главное, чтобы не стреляли. Другие хотят в Россию. И только примерно 10% относятся позитивно. Очень много проукраинской молодежи.- Подкармливали вас?
- Некоторые приносили продукты. Но мы и сами еду раздавали, которую волонтеры привозили. С утра в Лисичанске приходили люди, просили покушать. Так как них предприятия не работают, пенсии не платят. Одна бабушка прибегала по 4-5 раз за утро, делала вид, что впервые. А потом видели эту пенсионерку на рынке. Торговала там продуктами. Кстати, каждый третий приходил с вопросом: "Почему алкоголь не дают?".-С вами воевал кто-то из Донецкой или Луганской области?
- В батальоне половина людей родом из зоны АТО.
- Как вы относитесь к именитому бойцу из Донбасса с позывным Доберман? (отметим, мужчину считают грозой сепаратистов. Он прославился тем, что выкладывал в соцсети видео пыток боевиков)- У него сложный характер. Он всегда говорит, что думает. Поэтому уже не служит. Поссорился с командованием. Он с чеченами в соцсетях вел войну на словах.За его голову обещали большие деньги.
- Сколько девушек служит в батальоне "Донбасс"?
- Где-то шестеро.
Коля: Женщины в бою более жестокие, чем мужчины. Но стрелять им приходится редко. Есть среди них те, которые в штабе служат, есть те, которые на кухне с документами помогают. Сложнее всего приходится девочкам-медикам.
- Есть ли среди ваших пленные?
- Да, почти все попали под Иловайском.
- Большие шансы выйти?- Да, сейчас меняют... по одному, по два. Из нашей пятерки двое находятся в неволе: пулеметчик и стрелок. Будем теперь искать им замену.
- А много раненых и убитых?
- Если до Иловайска было до 20, то после считаем сотнями. Теперь будет новый набор. В ближайшее время в Днепропетровске состоится съезд всех донбассовцев. Там будут решать организационные вопросы.
Что касается раненых. То у меня друг попал в госпиталь. У него сложное ранение. Приходил к нему в гости, а он просил: "Добей меня". Сложно с ним общаться...у него глаза пустые...
- Город после возвращения выглядит как-то по-другому?
- Тут все тихо, отстраненно. Не озираешься по сторонам. Оружия,правда, не хватает. Когда недавно был на футболе, так начали взрывать петарды, и по привычке все бойцы из зоны АТО начали пригибаться.
Сейчас парни в отпуске. Признаются, что очень скучают по армейским друзьям и хвастаются, что "донбассовцев" будут тренировать инструкторы "морских котиков" американской армии. Из почти 600 бойцов батальона сегодня готовые воевать около 100. Примерно столько же погибли в "иловайском котле". Остальные залечивают раны или до сих пор в плену. Добровольцы не знают, куда их направят в следующий раз. У военных много вопросов к руководству, которые им не терпится задать.