Депутат Дмитрий Серый: «Снижение цены на отопление – решение политическое, а платить потом нам»
Одна из самых громких новостей последнего времени – заявление премьер-министра Алексея Гончарука о снижении цен на отопление и горячую воду почти на 30%. Соответствующее распоряжение подписал Кабмин.
В документе идет речь о 20 городах, где должны уже в ближайшее время снизить тариф.
Несмотря на то, что Запорожья в этом списке нет, мэр Владимир Буряк поручил руководству «Теплосетей» начать процедуру пересчета тарифа. С его слов, уже в следующем месяце жильцы двухкомнатной квартиры заплатят за отопление на 400 гривен меньше.
Однако запорожский депутат Дмитрий Серый, который также является одним из активных членов комиссии по обеспечению, считает, что подобные действия правительства – бомба замедленного действия, взрыв которой зацепит всех без исключения украинцев.
– Почему стало возможным снижение цены на отопление?
–Тариф на отопление и горячую воду состоит из таких основных составляющих, как цены на электроэнергию, холодную воду, зарплаты и теплоносителя, то есть газа, зарплаты, затраты на ремонтно-восстановительный фонд. В этой формуле газ остается для меня тем самым X. Сегодня в хранилище порядка 26 млрд. кубометров газа.
Закачать весь этот объем за пару месяцев физически невозможно, что говорит о том, что это наследие от предыдущих президентов. Мы помним, что при Юлии Тимошенко заключился кабальный договор и Украина покупала газ самой высокой цене за историю – 450 долларов за кубометр. Порошенко хвастался, что Украина в обход России покупает газ дешевле, – в среднем по 250 долларов, то есть точно выше той, по которой реализует «голубое топливо» для населения правительство Зеленского. Для примера возьмем 2017 год, когда Украина закупила более 14 мрд. Кубометров газа. Самая низкая цена была в июне – 211 долларов.
Несколько месяцев назад цену снизили до 5200 гривен, а это 180 долларов за кубометр газа.
«Теплосети», закупая газ по сниженной цене, могут соответственно снизить и тариф.
– Некоторые называют такой шаг политическим решением.
– Если мы отдадим газ по самому минимуму именно в этот отопительный сезон населению, что будет? Правильно – мы наберем себе очки на следующие местные выборы осенью (а, может, и уже весной).
А дальше будь что будет, потому что стратегические вершины взяты: президент наш, Верховная Рада наша.
Снижение цены на газ несколько месяцев назад не принесло никаких политических дивидендов и прошло как-то мимо, поэтому в команде президента все –таки решили их заполучить снизив теперь цену на отопление.
На один отопительный сезон требуется порядка 17 млрд. кубометров газа. Мы протянем, может, еще следующий сезон, а дальше газовые запасы нужно будет пополнить. И это бомба замедленного действия.
Мы нигде не найдем цену в 180 долларов за кубометр. Что останется делать? Винить северного соседа в том, что цены вырастут? Или как альтернативный вариант вести политику заигрывания.
Проданные сегодня 17 млрд. кубометров газа по такой минимальной цене – это убыток для народа, за деньги которого газ закупался в свое время по 380 долларов.
– В «Теплосетях» говорят, что в Запорожье и до понижения был один из самых низких тарифов в стране.
– Это действительно так. На заседаниях нашей комиссии мы постоянно работали и работаем над этим вопросом. К нам периодически приходит директор «Теплосетей» Александр Грек с отчетами, местные жители, мы проводим совместные совещания с мэром и замами, профильными чиновниками.
Благодаря регулярной совместной работе тариф на отопление в Запорожье на сегодня действительно один из самых низких.
Пока некоторые наши соседи только хвастаются тем, что у них низкий тариф, в соцсетях мы действительно его удерживаем
Поэтому заявления правительства расцениваю больше как популизм.
– Почему тогда мэры пошли на этот шаг?
– Офис Президента работает очень грамотно. Политика выстраивается по принципу: мы за все хорошее против всего плохого, а кто против нас – сразу плохой.
Если любой из мэров усомнится в том, что это, мол, правильное решение, или возразит, что его невозможно реализовать, он сразу будет привязан к дереву и расстрелян как предатель родины.
Мол, Кабмин и Президент хорошие, хотят тут сделать жизнь украинцев лучше, а местный руководитель посмел возразить.
У этого решения нет обратной стороны.
– Насколько я знаю был еще вопрос к самой процедуре снижения тарифа. Так ли это?
– В Украине есть орган, который утверждает тарифы на газ, воду, тепло и это НКРЭ. Каждый год руководитель «Теплосетей» ездит и утверждает тариф для населения на год вперед.
Раньше комиссия подчинялась Президенту, теперь Кабмину.
Наш директор «Теплосетей» Александр Грек уже после избрания Зеленского традиционно прошел эту процедуру: Нацкомиссия одобрила тариф на год.
При этом цена на газ снизилась еще в середине лета на 30%, еще до начала отопительного сезона. Так почему НКРЭ не переутверждает тарифы всем областным «Теплосетям»?
Вместо этого только в декабре создается отдельное постановление Кабмина без учета НКРЭ.
Оно вступает в силу ,обязывая местные органы пересмотреть тариф.
– А что делать с тем, который утвердила Нацкомиссия, ведь он действующий?
–Думаю то связано как раз с тем, что Нацкомиссия утверждает тариф на год вперед ,а в правительстве не уверены, что удастся удержать цену на газ так долго. Поэтому схему провернули через Кабмин, как временную поблажку.
Это один из вариантов. Второй: если бы Кабмин официально снизил тариф по процедуре, мог бы получить по рукам от МВФ, который выступает за повышение тарифа до рыночного.
– Подытожив все услышанное, радоваться рано?
– Конечно, сейчас народ действия правительства не осудит, а когда получит платежки и увидит, что в них минус 400 гривен, будет аплодировать стоя. А через два года хоть трава не расти.
Но всегда нужно задавать вопрос: а куда мы идем дальше? Наше правительство часто очень спешит со своими выводами и кому как не запорожцам об этом знать. Яркий тому пример – история с запорожскими мостами. Премьер-министр Алексей Гончарук столько раз уверенно заявлял, что их достроят, а на деле что? Тендер перенесли, потом отменили, выделенные 750 млн. так и не успели освоить до конца года.
Может, Зеленский и руководствуется благими намерениями, но не знает как их правильно реализовать, а вот к окружению возникает слишком много вопросов и к главе правительства в первую очередь.