Мы ловили мужчин в возрасте от 19 лет и до глубокого пенсионного: как уберечь своих детей от сексуального насилия
В 2016 году четверть всех взрослых сообщили, что подвергались сексуальному насилию в детстве: каждая 5 из женщин и каждый из 13 мужчин – по данным ВОЗ. За последние пару месяцев Украину несколько раз сотрясали новости об убийстве и изнасиловании детей. И Запорожье стало не исключением. Украинцы буквально за пару дней собрали более 25 тыс. подписей под петицией о химической кастрации педофилов, но эксперты в один голос твердят: это не решит проблему. Как в нашем городе борются с педофилами и главное: как защитить своего ребенка – разбиралась "Заноза".
О сексуальном насилии решаются говорить единицы
В запорожской полиции говорят, что за последний год правоохранители получили 7 заявлений о нападении на детей. Шестерых подозреваемых задержали – сказано в ответе на информационный запрос "Занозы". Психологи и активисты утверждают: цифра куда выше, а многие мужчины со склонностью или диагнозом "педофилия" остаются на свободе. Координатор проектов по противодействию насилию и сексуальной эксплуатации фонда «Взаємодія» Тимофей Сайтарли говорит, что по статистике сексуальному насилию со стороны взрослых подвергался каждый 12-ый ребенок возрастом до 10 лет. Но заявлений в полицию действительно поступает в разы меньше: единицы жертв изнасилования решаются говорить об этом вслух. Дети боятся признаваться родителям в том, что к ним кто-то приставал. А родители, в свою очередь, боятся «выносить сор из избы», тем более что часто насильник – это член семьи или близкий родственник. Как это, например, случилось недавно в Запорожье. По подозрению в изнасиловании 2-летней крестницы задержали оператора одного из местных телеканалов.
Почему "Предупрежден – значит вооружен" не работает
Другая проблема, из-за которой бороться с педофилией так сложно – низкая осведомленность и детей, и родителей, в вопросе защиты своих прав и, собственно теме сексуального насилия, считает Сайтарли:
– Сексуальное насилие – это не только половая связь, но и прикосновения, мастурбация, просьба показать тело или гениталии.
Устаревшее "предупрежден - значит вооружен" в вопросах педофилии и сексуального насилия практически не работает. Потому что распознать педофила не так просто. Психологи говорят, что если точно вычислить, то обезопасить себя, проверив догадки, вполне реально:
–Педофилия – это психиатрический диагноз, и «психологический портрет» в таких случаях носит условный характер. Но мы должны понимать, что скорее всего педофилом окажется тот, кто пережил подобное (сексуальное насилие - прим. ред.) на себе. Чаще всего дети страдают от насилия тех, кого считают близкими и доверяют. Насильниками оказываются родственники, друзья семьи, соседи.
Психолог отметил, что главное для педофилов – создать для себя такую окружающую среду, где он сможет реализовать свои желания и наклонности. То есть большую часть времени он должен "проводить" в той сфере, где регулярно нужно контактировать с детьми. И, при этом, потенциальные педофилы будут делать все, чтоб не спугнуть свою жертву. У них «окажутся» общие интересы с детьми, он будет добр и вежлив к ребенку. В организации "Наследие. Охота на педофилов", где, как можно догадаться по названию, занимаются вычислением потенциальных преступников и их "наказанием", нам рассказали о том, что невозможно определить даже примерный возраст и род деятельности в "обычной" жизни педофила:
Мы ловили мужчин в возрасте от 19 лет до глубокого пенсионного. И это были совершенно разные люди: учителя, юристы, работники заводов. Даже высокопоставленные лица попадались, - рассказал один из активистов.
Учат в школах, учат в полиции
Но просто подозревать каждого прохожего – вариант не действенный. Уберечь ребенка от педофилов можно ещё и качественной информационной работой с ним. В Запорожье такую роботу проводят как в школах, так и сотрудники полиции. Например, правоохранители делают выездные курсы, на которых рассказывают ученикам об угрозе сексуального насилия. Со своей стороны многие учителя также пытаются донести до детей важную информацию:
Мы поднимаем эти темы перед учениками и на классных часах, и перед родителями на собраниях. Особенно говорим об этом после какого-то громкого прецедента. Особый акцент делаем на то, как важно не задерживаться после о уроков без взрослых в опасных местах, о том, что нельзя доверять незнакомцам – советы, которые могут обезопасить ребенка, мы обязательно проговариваем. На классных собраниях просим родителей закрепить эту информацию в домашних беседах. Отдельно акцентируем внимание на том, что если к ребенку, не дай Бог, кто-то приставал, то он должен обязательно об этом рассказать родителям – рассказали "Занозе" в запорожской школе №15.
Конечно, все зависит от того, насколько в каждой отдельно взятой школе подобные беседы прописываются в учебные планы. Если в вашей такая работа не ведется, обязательно инициируйте, чтобы в занятия включили подобные беседы. В общественной организации "Наследие" тоже уделяют образовательной составляющей повышенное внимание: активисты уже дважды проводили "Школу детской бдительности", где специалисты-психологи и члены организации обсуждали тему педофилии, сексуального насилия, растления детей и прочего:
Цель нашей школы– научить ребенка тому, чему не могут научить многие родители. Кому-то мораль или совесть не позволяет, кому-то работа, кто-то просто наплевательски относится к этому вопросу и считает, что его ребенка это не коснется.
Донести до ребенка, что в том, что если к нему приставали или изнасиловали, но его вины в этом нет – главная задача родителей. Даже косвенные и «привычные» упреки в стиле «Я же тебе говорил(а) не говорить/ходить» могут нанести непоправимый урон жертве педофила. Наилучшим решением в сложившейся ситуации будет поход к детскому психологу.
О мотивах
Организация "Наследие. Охота на педофилов" существует в Запорожье пятый год. За это время ее активисты задержали сотни мужчин, проявляющих сексуальный интерес к маленьким детям. Со слов волонтеров, мотивы разные: кто-то объясняет все алкоголем, кто-то пережил в детстве насилие, кто-то "попробовал в Тайланде и понеслось". Есть и процент тех, кто не отдает отчет своему поступку. По статистике только порядка 50% тех, кто совершил сексуальное насилие над детьми, имеет диагноз "педофилия". В остальных случаях это люди, пережившие какую-либо психологическую травму или те, кто в такой извращенный способ хочет разнообразить свою жизнь.
Почему эксперты не верят в эффективность борьбы с педофилией
Каждый новый резонансный случай насилия или убийства ребенка вызывает волну негодования среди украинцев, которые требуют от правительства более радикальных мер в борьбе с педофилами.
И такой мерой стал законопроект о химической кастрации педофилов, предложенный на волне хайпа лидеров "Радикальной партии "Олегом Ляшко перед выборами. В нем предлагается ввести обязательную химическую кастрацию педофилов, а также создать открытую базу насильников с пожизненным административным надсмотром. Ранее соответствующая петиция набрала более 25 тыс. голосов украинцев.
Но эксперты с опасением и скепсисом отнеслись к данному документу. Их пугает опыт США, где матери реже заявляют в полицию о фактах сексуального насилия, чтобы в открытый реестр не попали их мужья или любовники. Да и документе нет четких положений, которые бы давали достаточное представление о химической кастрации и программы по предотвращению сексуальным преступлениям. Но, к счастью, есть и второй, более сбалансированный законопроект №6607 который получил меньшую огласку.
Он предусматривает добровольную кастрацию для людей, которым установили диагноз "педофильное расстройство", а базу предлагается закрыть не открытую, а с доступом для полицейских и организаций, которые работают с детьми.
Пока же в Верховной Раде оба законопроекта находятся в стадии в обработке, организация "Наследие. Охота на педофилов" не может пройти регистрацию:
Мы не можем даже зарегистрировать организацию официально. Но правоохранительные органы, которые не могут нам помочь в нашей деятельности в силу именно несовершенства законов в этой сфере, хотя бы не мешают.
На своих встречах с педофилами активисты заставляют злоумышленников "отрабатывать" свои намерения в отношении несовершеннолетних физнагрузками, не скрывают, что бьют задержанных или наказывают физиотерапией – заставляя отжиматься или приседать.
Главным же механизмом влияния для организации остается публичное порицание любителей несовершеннолетних. На странице частенько публикуют фото и личные данные задержанных, а дальше - дело времени, рано или поздно информация доходит до их семей и на работу.
В комментариях же неизменно ведутся долгие споры о законности и гуманности таких действий, ведь в условиях презумпции невиновности человек считается виновным только после вынесения судом приговора.
Другое дело, что за годы своей деятельности в "Наследии" задержали 186 подозреваемых в наклонностях к педофилии, но довести дела до судов и реального наказания ни в одном из случаев не удалось. В таких условиях остается помнить о том, что каждый ребенок – потенциальная жертва, которую нужно постоянно учить и всеми силами пытаться обезопасить.
Анастасия Потапенко